Масляный насос для котла на отработке

Котел на отработанном масле своими руками: изготовление самодельного котла на отработке

Одним из наиболее дешевых видов топлива из тех, что используются для работы отопительных котлов, является отработанное масло. Оно может быть любым: синтетическим или натуральным. Подойдет масло, слитое с кулинарных агрегатов, автомобилей или тепловозов.

В любом случае при сгорании оно даст большое количество тепла. Поэтому собрать котел на отработанном масле своими руками очень выгодно. Особенно, если нужно обогреть подсобное помещение или гараж.

Мы расскажем, как устроен и работает отопительный прибор, каковы конструктивные нюансы самодельного агрегата, а также опишем пошаговый процесс сборки котла и особенности его эксплуатации.

Отопление на отработке: выгодно или нет?

Система отопления на отработанном масле пользуется большим спросом. И это не случайно, ведь она имеет много преимуществ. Прежде всего, это доступная стоимость приборов и эксплуатации.

Учитывая, что цена топлива для такого котла очень низкая, он окупит себя в первый же отопительный сезон. Кроме того, если не покупать оборудование, а собрать его своими руками, оно обойдется еще дешевле.

Правильно настроенный котел полностью сжигает отработанное масло. Токсичные продукты сгорания не образуются, поэтому такое устройство безопасно для окружающей среды. Конструкция прибора очень проста, для нее используется минимум деталей. Таким образом, риск выхода устройства из строя снижается и надежность его увеличивается.

Котел быстро разогревается и поднимает температуру в помещении, чему способствует принудительная конвекция.

Есть у устройства и недостатки:

  • Быстрое выгорание кислорода в комнате, где смонтирован прибор, сто требует обустройства эффективной вентиляционной системы.
  • Необходимость регулярной чистки. Котлы на отработке быстро загрязняются, в связи с чем их обслуживание требуется проводить чаще.

Для работы оборудования может быть использовано любое отработанное масло или смесь нескольких масел.

Разнородность используемого сырья и высокая вероятность наличия в нем самых разных примесей требует наличия специального фильтра. Он ставится на участке подачи масла в котел. В процессе работы фильтр достаточно быстро загрязняется, поэтому менять его придется часто.

Котел на отработке: какие они бывают

Производители выпускают отопительные котлы на жидком топливе трех видов. Воздухонагреватели повышают температуру в помещении за счет прямого разогрева воздуха. Такие устройства отличаются высокой производительностью и способны длительное время поддерживать температуру даже в значительных по площади помещениях.

Резервуар с топливом у таких приборов обычно располагается на полу, а сам воздухонагреватель может быть закреплен на потолке или на стене.

Котлы предназначаются для разогрева теплоносителя, обычно воды.

Различают два типа оборудования:

  • двухконтурные – способны подогревать воду для бытовых нужд и разогревать теплоноситель;
  • одноконтурные – «отвечают» только за отопление.

Автоматические теплогенераторы относятся к водогрейным котлам. Они оснащены системой автоматики, контролирующей работу прибора.

Автоматика для котлов на отработке может выполнять разные функции. Это может быть контроль над температурой воздуха в обогреваемом помещении, контроль разогрева теплоносителя и др.

Котлы на отработке с автоматикой или без нее выполняются исключительно в напольном варианте. Стоимость их значительно отличается в зависимости от функционала. Однако в любом случае она достаточно велика, поэтому домашние умельцы собирают такие приборы своими руками.

Как работает отопительный прибор

Конструкция котла предельно проста. Он включает две камеры-отсека: испарительную и сгорания. В первой происходит процесс подготовки масла к горению, во второй оно сгорает.

Все происходит следующим образом. Из резервуара с отработкой насос подает отработанное масло в испарительную камеру, которая находится в нижней части устройства. Здесь поддерживается температура, достаточная для того, чтобы отработка нагрелась и начала испаряться.

Масляный пар поднимается в верхнюю часть корпуса, где находится камера сгорания. Она оборудуется воздуховодом, представляющим собой трубу с отверстиями. При помощи вентилятора воздух подается по воздуховоду и смешивается с парами масла.

Масляно-воздушная смесь сгорает почти без остатка – полученное тепло разогревает теплообменник, продукты сгорания направляются в дымоотвод.

Предварительный нагрев масла – обязательная часть процесса. Нужно понимать, что отработка содержит большое количество примесей и токсичных веществ. Все это раскладывается на простые углеводы, которые впоследствии сжигаются.

После чего образуются водяные пары, углекислый газ и азот- полностью безвредные элементы. Однако такой результат возможен только при условии соблюдения определенных температурных условий.

Полное окисление или сгорание углеводородов происходит только при температуре +600°С. Если она ниже или выше на 150-200°С, то в процессе сгорания образуется большое количество самых разных токсичных веществ. Они небезопасны для человека, поэтому температура сгорания должна быть точно соблюдена.

Конструктивные тонкости самодельного оборудования

Важнейшей составляющей технологии сгорания считается предварительный разогрев масла. Это дает возможность разложить «тяжелое» топливо на более легкие составляющие. Грамотно подобранные параметры, позволяют получить почти бездымное и полное сгорание отработанного масла.

Домашние умельцы считают, что проще всего добиться такого результата, если использовать толстостенную раскаленную чашу из металла, в которую каплями подается отработка.

Когда масло касается раскаленного металла, оно сразу же превращается в пары, которые направляются в камеру сгорания. Для лучшего горения их нужно смешать с воздухом. С этой целью используют воздуховод.

В его устье устанавливается крыльчатка, чтобы создавать завихрение потока, необходимое для достаточно длительного пребывания масляно-воздушной смеси в камере сгорания. Только в этом случае поданное в чашу топливо сгорит полностью.

Определенную сложность в процессе активизации работы отопительного прибора представляет разогрев испарительной чаши.

Самый простой способ его осуществления – положить внутрь резервуара пропитанный любым горючим составом фитиль. После чего налить на дно чаши немного бензина или солярки и поджечь. После того, как металл раскалится до нужной температуры, начинают подачу масла. Это максимально простой, но довольно опасный способ.

Еще один сложный в реализации момент – подача масла. В интернете и других открытых источниках можно найти множество примеров функционирующих на отработанном масле котлов, где подача отработки осуществляется струйно.

Да, такая система работоспособна, но она крайне опасна для пользователя. Масло, подающееся струей, не успевает сгорать. Образуется большое количество токсичных веществ, которые могут попасть в помещение. А это очень опасно.

Для эффективного бездымного горения отработки требуется организовать капельную подачу масла. Это достаточно сложно, но вполне решаемо. Оптимальный, по мнению домашних мастеров, способ капельной подачи следующий.

Нужно взять шланг, который будет работать как маслопровод. С одного конца на нем обязательно закрепляется фильтр для очистки подающейся отработки от примесей и загрязнений.

Это должен быть фильтр автомобильный масляный полной фильтрации. Последнее очень важно. Не частичной, а именно полной. Нужно быть готовым к тому, что менять его придется часто. В среднем один раз в 30 дней, а то и чаще. Все будет зависеть от качества используемого топлива.

Некоторая сложность может возникнуть в процессе крепления узла. Он оснащен резьбой, с помощью которой фиксируется в автомобиле.

Можно поступить следующим образом. Следует подыскать небольшой фрагмент маслостойкого шланга, диаметр которого будет совпадать с сечением резьбы, и надеть его на фильтр. С маслопроводом получившийся узел соединяют посредством штуцера.

Очень важно, чтобы в подающем масло шланге не скапливалось его излишка, иначе капельная подача будет невозможна.

Как вариант можно подобрать насос такой мощности, чтобы он выдавал только требуемое количество отработки. Но это очень сложно. Более простой вариант используется в котлах промышленной сборки. Это простая конструкция из тройников, штуцера и ниппеля.

С ее помощью можно легко отрегулировать подачу нужного количества масла. Излишки будут возвращаться в резервуар с топливом.

Последний элемент системы капельной подачи – фрагмент медицинской капельницы. Нужно взять участок с колесиком-регулятором. Элемент позволит контролировать скорость и частоту подачи топлива в чашу. Фрагмент капельницы надежно фиксируется на штуцере.

Оптимально, чтобы отработка не чадила и устойчиво горела. Это возможно только в том случае, если масло обладает нормальной текучестью. Для этого его температура должна находиться в пределах 10-20°С.

Нужно знать, что при каждом изменении состава отработки или ее температуры придется заново подбирать частоту и скорость капельной подачи масла. Подавать топливо непосредственно от капельницы к камере сгорания не получится. Его направляют в воронку, соединенную с трубой, подающей топливо в чашу.

Конструкция котла может быть разной. Он может быть подключен к трубам отопительной системы. Обязательное условие в этом случае – монтаж насоса для обеспечения эффективной циркуляции теплоносителя.

Если вокруг прибора обустроить, так называемую, водяную рубашку, то он будет нагревать воду. Если водяной контур только один – котел будет обслуживать только отопление. Если контуров два – будет обеспечиваться еще и подача горячей воды.

Еще один вариант – встроенный теплообменник в виде буквы U. Он помещается в верхнюю часть топочной части и соединяется с выносным резервуаром, в котором будет находиться горячая вода. Альтернативный вариант – размещение теплообменника на дымовой трубе.

Котел на отработке может быть пиролизным. Его основная особенность – возможность длительной работы на одной закладке топлива. Конструктивно такая модель будет отличаться наличием камеры дожига.

Здесь проходит окончательное сгорание всех химических элементов, входящих в состав отработанного масла. За счет наличия камеры дожига время работы пиролизного котла на одной порции масла значительно увеличивается.

Как самостоятельно изготовить котел

Для изготовления отопительного прибора нам понадобятся следующие материалы и инструменты. Готовим сталь листовую толщиной минимум 4 мм, арматуру сечением 10 или 8 мм, трубу для воздуховода, тройники, сгоны и полудюймовые углы для горелки, переходники из стали, компрессор, расширительный бачок и насос.

Кроме того, понадобится сварочное оборудование, термостойкий герметик, асбестовое полотно и болгарка.

Рассмотрим процесс изготовления самого простого самодельного котла на отработке. Собственно устройство может иметь разные формы. В связи с этим для облегчения работы можно взять не листовую сталь, а отрезок трубы большого сечения с толстыми стенками.

Например, работоспособный прибор, легко обогревающий стандартный по размерам гараж, получается из двух фрагментов трубы. Один сечением 0,5 м, второй – 0,2 м.

Кроме них понадобятся еще две металлических пластины толщиной минимум 3 мм, вырезанные в форме круга. Если нужен более мощный отопительный прибор, то подбирают или изготавливают из листовой стали детали нужных размеров.

Теперь можно переходить к сборке. Начинаем с подготовки корпуса. Он будет выполнен из трубы большего сечения. Обрезаем ее болгаркой так, чтобы получился фрагмент высотой порядка метра.

Трубу меньшего сечения тоже обрезаем. Так, чтобы получился фрагмент высотой 20 см. Теперь готовим пластины, которые будут функционировать как дно и крышка корпуса.

В одной из них выполняем отверстие, соответствующее по размерам дымоходу. Это будет крышка корпуса. В другой вырезаем отверстие под соединение с фрагментом малой трубы. Это будет дно конструкции.

Привариваем к нему цилиндр, вырезанный из трубы меньшего диаметра. Его дно закрываем еще одной круглой пластиной. Собираем корпус, накрывая его пластинами с двух сторон. Соединяем детали, обвариваем их по кругу.

К дну корпуса крепим ножки, сделанные из арматурных прутков. Сверлим в трубе вентиляционные отверстия. Мы получили котел цилиндрической формы, в нижней части корпуса которого располагается небольшой резервуар.

Теперь нужно обустроить дверцу. Вырезаем ее в нижней части цилиндра с помощью болгарки. На верхнюю часть корпуса ставим и закрепляем дымоход. Простейший вариант котла готов.

Чтобы его разжечь, нужно будет налить немного отработки в нижнюю емкость и поджечь ее фитильком из горящей бумаги. Это самый простой из всех известных вариантов. Можно собрать более сложную, а значит и более эффективную конструкцию.

Собственно принципиальная схема любого топливного прибора на отработке представляет собой два короба из прочного металла, соединенных между собой воздуховодом в виде перфорированной трубы.

Нижний короб оборудуется отверстием, через которое масло заливается в испарительную камеру, напротив него обычно располагается заслонка. Верхний короб оборудуется отверстием, в которое вставляется дымоотводная труба.

Такую схему очень просто дополнить самыми разными узлами: подающим масло насосом, капельной подачей отработки, воздушным компрессором или подключить к котлу расходный резервуар с топливом.

Можно так же подключить водяной контур. Но в этом случае потребуется обустройство эффективной горелки, которая сможет осуществить максимально равномерный подогрев теплоносителя.

Рассмотрим процесс изготовления такой горелки. Собственно ее форма может быть произвольной, однако нужно помнить, что зона смешивания всегда должна находиться только выше зоны горения.

Только в этом случае неиспользованная отработка сможет возвращаться в резервуар. Для изготовления корпуса горелки берем полудюймовые уголки и соединяем их при помощи тройников и сгонов.

Для маслопровода, подающего отработку, дополнительно понадобятся переходники для штуцера. Все резьбовые соединения перед закручиванием хорошо промазываем термостойким герметиком. Для крышки горелки используем листовую сталь. Толщина листа минимум 3 мм.

Вырезаем из нее деталь, соответствующую размерам гнезда на котле. После того, как мы собрали горелку осталось правильно ее установить. Для этого подготовим две стальных пластины, одна должна быть немного меньше другой, гайки, болты и асбестовое полотно. Полудюймовые трубочки и внутреннюю поверхность переходника нужно закрыть асбестом. Полотно обязательно закрепляем.

Наклеиваем его силикатным герметиком в два слоя, на трубках фиксируем асбест стальной проволокой. Теперь берем горелку и вставляем ее в корпус, при необходимости подгоняем к установочном у гнезду.

После того, как горелка «встала» на место, меньшую по размеру пластину устанавливаем в гнездо и накрываем несколькими слоями асбестового полотна. Оптимально, если их будет четыре или пять.

Большую пластину используем как закрепляющую накладку. Сверлим в ней несколько отверстий под крепежи, после чего укладываем поверх асбеста и скручиваем болтами обе пластины.

Надо понимать, что получившееся соединение должно быть максимально плотным, если это не так, элементы горелки могут сдвинуться с места в процессе эксплуатации. Для поджига такой горелки используется стандартная свеча накаливания, которая применяется в дизельных двигателях.

Читайте также:  Купить экран на батарею

В упрощенном варианте котел на отработке представляет собой печку, к которой подключается теплообменник или бак для нагрева теплоносителя. С процессом изготовления самодельной печки ознакомит следующая подборка фото:

Котел на отработанном масле своими руками

Нередко возникает необходимость обустройства мастерской, гаража или другого подсобного помещения обогревательной системой. Полноценное отопление удовольствие дорогое. В таком случае, можно собрать несложный отопительный агрегат, например котел на отработанном масле своими руками.

Котлы на отработанном масле

Принцип нагревательных устройств, работающих на отработанном масле всегда одинаков. Он состоит в испарении масла и сжигании пара от него.

Как и другие обогреватели, котел на отработанном масле имеет свои преимущества и недостатки. Среди достоинств выделяются следующие качества:

  • Простота конструкции. Готовая к эксплуатации система включает минимальный набор механизмов и запчастей.
  • Дешевизна и экономия. В качестве топлива используется минеральное или трансмиссионное масло, которые стоит копейки и перерабатывается почти не оставляя продуктов горения.
  • Быстрый обогрев. В помещении до 20 кв.м. за 1 час работы достигается комнатная температура.
  • Быстрота сборки. Для монтажа требуются начальные навыки работы со сварочным аппаратом и минимальный набор инструментов.

Основное достоинство агрегата — его можно собрать самостоятельно и в одиночку. В отличие от заводских и сертифицированных аналогов (например, котел Геккон на отработанном масле), он не требует постановки на учет в жилищной компании.

При своих преимущества, обогреватель на отработке имеет и минусы, в числе которых:

  • Сжигание кислорода. Он стремительно сгорает в закрытом помещении и для комфортного пребывания нужна мощная вентиляция.
  • Очищение. Масло в результате первичного использования собирает большую примесь разных соединений, в т.ч. и частиц металлов. Для работы потребуется установка фильтров.
  • Обслуживание. Даже фильтры не способны на 100% очистить отработку, остаточные примеси будут оседать внутри горелки и часто засорять ее. Решить проблему помогает только ручная постоянная чистка.

В результате сравнения всех плюсов и минусов выходит, что данный вид обогрева требует постоянного ухода и обслуживания, но и незначительных расходов, которые полностью покрывают дешевизной топлива.

Перед рассмотрением процесса самостоятельного монтажа нужно ознакомиться с конструктивными особенностями агрегата и его комплектующими.

Конструкция и принцип работы

Конструкция котла включает минимум три сложных агрегата и еще несколько второстепенных механизма.

  • Первый агрегат — это сам котел, включающий две камеры:
  1. Испарительная. В ней нагревается отработка до 40-55°С для получения масляных паров. В таком состоянии они полностью распадаются и отдают свое тепло помещению. Емкость испарительной камеры должна выдерживать высокую температуру и давление, а внутренние стены обшиты нержавеющей сталью. Задача испарительной камеры, разогреть масло для получения максимального КПД сгорания. При неэффективной работе этой камеры топливо не достаточно выгорает, выделяется мало тепла, а большинство продуктов оседает внутри в виде сажи, забивая горелку.
  2. Камера сгорания. В ней происходит непосредственная переработка топлива в тепло. Поступающие с испарительной камеры масляные пары смешиваются с холодным воздухом от вентилятора. В результате конденсации холодных воздушных масс с горячими масляными парами выделяется много тепла, которое нагревает теплообменник. Для упрощенного понимания на рисунке представлен чертеж рабочей системы.
  • Вторым агрегатом служит циркуляционный насос, обеспечивающий циркуляцию воды в теплоносителе. При его выборе требуется учесть мощность и рабочее давление.
  • Третий агрегаткомпрессор для подачи воздуха в камеру сгорания. Без него невозможна конденсация паров и последующее получение тепла
  • В зависимости от бюджета и желаемого уровня автоматизации, к обогревателю может подключаться четвертый агрегат — осевой насос, который будет подавать отработку с резервуара.

Рассмотренная выше схема единственная для котлов на отработанном масле, т.к. эффективность обогрева помещения напрямую зависит от нагревания топлива.

При желании получать горячую воду, конструкция усложняется и включает теплообменник горячего водоснабжения, получается двухконтурный нагреватель.

Чертежи и схемы

Чтобы не создавать чертеж и схемы самостоятельно, всегда можно воспользоваться готовыми. Ниже представлены лучшие и проверенные варианты:

Этапы сборки котла на отработке

Когда рассмотрена схема, составлены чертежи и выбрана конструкция желаемого котла, можно приступать к его сборке. Для этого изначального требуется собрать нужные запчасти с комплектующими, а также подготовить инструменты для монтажа.

Подбор узловых деталей

Чтобы сделать котел на отработанном масле своими руками требуется приобрести основные агрегаты в сборе. Где и как покупать каждый из них:

  • Горелку можно купить в любом газовом магазине. Лучше взять новую, ее покрытие будет устойчивым и первые годы не потребуется частая чистка. Обогреватель можно купить и с рук, но важно проверить его работу с продавцом и убедиться в работоспособности, т.к. если он долго не работал, мог выйти из строя.
  • Воздушный компрессор всегда найдется на авторынке. Также можно поспрашивать у мастеров, занимающихся покраской.
  • Насосы для циркуляции воды и подачи топлива брать только новые и в магазинах сантехники. Обязательно с гарантией от производителя, т.к. они иногда не отвечают заявленным характеристикам.
  • Также потребуются трубы для сборки теплоносителя и расширительный бачок. Сложностей с покупкой нет и можно приобрести в любом месте. О лучших ценах и качестве магазинов в своем городе можно почитать отзывы из интернета.

Монтаж конструкции

Монтаж котла на отработанном масле — наиболее трудоемкая задача, т.к. включает сначала сборку отдельных элементов, а после подключение их друг к другу.

Если рассматривать процесс сборки, то самой сложной является горелка. Вопрос невозможно решить и приобретением готовой горелки, т.к. нет универсальных изделий, и каждое выпускается под конкретную линейку сертифицированных и типовых котлов.

При сборке горели важно соблюдать несколько правил:

  • крышка емкости должна быть из листового профиля без швов и не тоньше 4 мм;
  • она устанавливается выше камеры сгорания, чтобы разогретая отработка беспрепятственно стекала в нее.

Этапы монтажа:

  1. На выбранной емкости под горелку требуется напротив друг друга симметрично просверлить отверстия и закрепить в них штуцеры. Через них пропустить гнезда для разогрева масла.
  2. Просверлить еще несколько отверстий под маслопроводы в верхней и нижней части корпуса горелки. К ним подсоединить сами маслопровода, идущие от осевого насоса с одной, и отходящие к камере сгорания с нижней части. Все резьбовые участки на горелке обработать герметиком, который используется для печей и камином, а после дополнительно еще и асбестом. Он предотвратит перегрев гнезд.
  3. Следующая задача — сварить резервуар для подачи топлива. Для этого используется нержавеющая сталь или листовой алюминий. К готовому баку подключить маслопровода.
  4. Для второй камеры просверлить 4 отверстия. К первому подключается компрессор для подачи воздуха. Если у него не предусмотрено регулирование подачи воздуха, она организовывается с помощью задвижки. Второе отверстие до 5 мм для свободного проникновения воздуха, который ускорит сгорание топлива. Третье отверстие используется в качестве крепления для вентилятора, который будет ускорять процесс конденсации. К четвертому и последнему подключается теплообменник, который передаст тепло теплоносителю.

Сборка обогревателя

Когда обе камеры готовы и соединены между собой маслопроводами, начинаются основные работы по установке периферии:

  • Подключить теплообменник и закрепить шайбой с широкой гайкой.
  • Подсоединить теплоноситель и заполнить его водой или антифризом.
  • Установить задвижку и следом подсоединить воздушный компрессор.
  • Ко второй камере подключить дымоходную трубу. От нее и до высоты 4 м трубу требуется установить под небольшим углом, после чего допустимо ее продолжение в вертикальном положении.

Работающий обогреватель собран. Осталось проверить его работоспособность.

Первый запуск

Перед началом эксплуатации нужно проверить работоспособность все отдельных механизмов и самого котла!

Для этого нужно:

  1. Сдвинуть задвижку на испарительной камере, проверить поступление топлива в нее.
  2. Запустить вентилятор и убедиться, что он эффективно разгоняет воздух по всей камере сгорания. Быстрей всего убедиться в этом можно по поступлению холодного воздуха из дымохода.
  3. Включить подачу и задвижкой на выходе из камеры сгорания проверить подачу воздуха.

Если все компоненты нормально функционирует, осталась проверка самого котла в сборе. Для этого требуется начать подачу отработку и зажечь горелку от зажженной бумаги. Если спустя час в помещении стало тепло — котел работает исправно и можно постоянно им пользоваться.

Возможные проблемы при эксплуатации

Не исключено, что при первом запуске можно столкнуться с проблемами. Ниже перечисляются возможные неисправности и причины их возникновения:

  1. Котел работает исправно, обогрев слабый. Повышение температуры для разогрева топлива решит проблему. Это подтвердит и быстро накопившаяся сажа.
  2. В помещении духота и нехватка воздуха. Проблема в плохой герметичности — котлы на отработанном топливе сжигают кислород с окружающего пространства.
  3. Горелка быстро тухнет. Требуется осмотр фильтров и при засорении поменять их, т.к. слабо очищенное отработанное масло быстро засоряет горелку сажей еще до того, как оно успевает нагреться.

Техника безопасности

Собранные своими руками отопительные приборы относятся к потенциально опасным сразу по нескольким причинам:

  • Конструктивные особенности. Требуется внимательный подход к сборке каждого компонента, в противном случае он станет причиной пожара или взрыва.
  • Низкая надежность отработки. Она не считается чистым топливом и часто неизвестно точное ее происхождение.
  • Отсутствие контроля. По закону такое оборудование запрещено и не обслуживается коммунальными организациями.

Дополнительная сложность возникает в ремонте. Если для типовых и сертифицированных заводских агрегатов есть единый метод обслуживания, каждый самодельный котел на отработанном масле требует оригинального подхода к ремонту.

Чтобы отопительная установка оставалась безопасной и прослужила длительный срок, требуется соблюдать несколько правил:

  1. Резервуар с отработанным маслом хранить подальше от котла. При возможности лучше вынести его за пределы помещения.
  2. Организовать эффективную вентиляцию. Выигрышным вариантом станет монтаж откидных окон под крышей помещения.
  3. Оборудование пожарного щита. Повреждение маслопроводов или разгерметизация приводит к 100-му растеканию топлива и возгоранию внутри помещения. Своевременные противопожарные меры помогут ликвидировать или хотя бы локализовать очаг.

При соблюдении данных правил эксплуатация оборудования будет долгой и безопасной.

Видео инструкции по устройству котла на отработанном масле:

Принцип работы и использование котлов на отработанном масле

Котел на отработанном масле с водяным контуром – это напольное отопительное оборудование, функционирующее на необычном топливе, в виде отработки. Устройство отличается экономичностью, превосходящей газовые аналоги. Конструкция станет оптимальным выбором для обеспечения теплом частных домов, где для отопления дорого использовать электроэнергию, а газовая магистраль не предусмотрена или еще находится в разработке. Котел решит проблему с обогревом больших площадей от 600 метров, сэкономит деньги людей, которые имеют свободный доступ к большим объемам отработанного масла.

Принцип действия

Котлы на отработанном масле с водяным контуром имеют некоторые различия с дизельными/газовыми конструкциями. Перед сжиганием топливо нужно сильно разогреть в специализированной камере, которая чаще всего располагается с внешней стороны горелки.

  • Посредством насоса из бака хранения топлива отработка транспортируется в резервуар предварительного нагрева. Специальный поплавок регулирует поступаемый объем.
  • С помощью нагревательного элемента (ТЭН) масло доводится до показателей 80-110°С.
  • После достижения рабочей температуры топливо через форсунку транспортируется в камеру сгорания, где перемешивается с воздухом с помощью турбонаддува.
  • Теплообменник нагревается и передает энергию теплоносителю, циркулирующему в контуре.

Вертикальные капельные модели функционируют немного по другому принципу:

  • из внешнего резервуара масло переливается на горячую чашу, расположенную в камере сгорания;
  • попав на раскаленную поверхность, топливо испаряется;
  • за счет нагнетания воздуха полученная смесь полностью сгорает.

Стенки камеры в этом случае представляют собой водную рубашку, которая при нагреве делится теплом с теплоносителем.

Воздушно-масляная смесь сгорает при температуре, которую определил производитель. Чаще всего параметры варьируются в пределах 600°С. Важно следить, чтобы не было отклонений от нормы, иначе это приведет к быстрому загрязнению камеры сгорания и других деталей оборудования, процесс выгорания топлива будет неполным и внутри котла начнут образовываться токсические вещества. Чтобы повысить безопасность и увеличить срок службы конструкции, пуско-наладочные работы желательно доверять профессиональным мастерам с соответствующей квалификацией.

Для выработки 11 кВт тепла необходимо 1 л. отработки. При естественных потерях в среднем при мощности 30 кВт будет расходоваться 3 литра топлива в час. Указанные в инструкции производителем параметры в основном рассчитаны на беспрерывную работу оборудования.

Преимущества и недостатки

К главным плюсам масляного котла относят:

  • Автономность. Отопительная система на масле не требует газообеспечения.
  • Надежность. Простая, понятная конструкция при правильной и аккуратной эксплуатации редко требует ремонта. Главное своевременно проводить ТО и менять износившиеся детали.
  • Выгода, экономия. Отработанное масло относится к недорогим и эффективным видам топлива и обходится дешевле, чем газ и электричество.
  • Широкий спектр применения: офисные здания, жилые дома, производственные/промышленные зоны и т.д.
  • Экологичность. В процессе работы топливо выгорает полностью, что гарантирует отсутствие выбросов вредных веществ в атмосферу.
  • Быстрый нагрев. Рабочая температура достигается быстро, отдача тепла начинается с первых минут функционирования.

Помимо достоинств котел на отработке имеет незначительные минусы:

  • Необходимость в регулярном обслуживании. Так как отработанное масло относится к вторсырью, в его состав входят разнообразные примеси, которые оседают на поверхностях конструкции. Для снижения частых поломок стенки камеры сгорания требуют постоянной очистки от загрязнений.
  • Монтаж дымохода. Котлы на масле нуждаются в установке дополнительных элементов.

Перед тем как выбрать оборудование этого типа необходимо оценить доступность топлива. Отработку в основном реализуют на СТО, некоторых предприятиях.

Двухконтурные котлы

Масляное двухконтурное отопление позволяет помимо тепла обеспечить жилое/нежилое помещение горячим водоснабжением. Плоская поверхность бака, наполненного водой, прогревается и с помощью насоса регулируется давление в магистрали. Температура подаваемой жидкости практически не меняется, поэтому необходимо разбавление холодной водой.

В отоплении, работающем на отработке, рекомендуется применять резервуары с объемом не больше 140 литров. Бойлер нагревается за короткий период времени, в среднем за 2 часа в зависимости от размеров водохранилища.

Котел на отработанном масле своими руками

Для котла на отработке своими руками понадобятся:

  • листовой материал для бака, крышки;
  • масляный насос;
  • термостойкий герметик;
  • труба для оборудования дымохода;
  • переходники из стали;
  • вентилятор;
  • опорные металлические переходники.
Читайте также:  Как утеплить второй этаж под крышей в частном доме

Также важно предварительно подготовить инструменты: сварочный аппарат с электродами, болгарка, строительная рулетка, набор ключей, дрель, молоток. В качестве котла можно использовать бочки для кислорода/пропана, это ускорит и облегчит процедуру.

Этапы самостоятельного производства оборудования:

  • составление чертежа – чаще всего берется оптимальный готовый вариант и адаптируется под определенные условия;
  • подбор материалов – учитываются марка, толщина стали;
  • создание устройства по схеме.

Во время сварки важно следить за тем, чтобы швы были герметичными и надежными. Для регулировки положения к днищу привариваются ножки, которые при необходимости меняют высоту. После подготовки котла проводятся контрольные испытания, где мощность наращивается постепенно.

Для равномерного распределения, притока топлива применяется автоматика, которая реализуется в специализированных торговых точках.

Установка котла и дымохода

Котел масляного отопления размещается в предварительно подобранном месте в определенной удаленности от легковоспламеняющихся элементов. При желании можно организовать бетонную площадку с защитным бортиком, который обеспечит безопасность при переливе топлива. Блок автоматики желательно монтировать на стене. К оборудованию должен быть обеспечен легкий доступ.

Провода, масляные шланги изолируются так, чтобы не было прямого контакта с горячим котлом. В трубку сбоку монтируются термодатчики, емкость с отработкой размещают в пределах 1,5 метров от разогретой поверхности конструкции.

При установке дымохода соблюдаются следующие правила:

  • диаметр соответствует выходу трубы;
  • толщина металлической трубы не менее 0,5 мм;
  • не более трех поворотов;
  • высота не меньше 5-ти метров.

Дымоход должен возвышаться над кровлей.

Особенности эксплуатации

В процессе эксплуатации, чтобы продлить срок службы оборудования, необходимо регулярно проводить следующие мероприятия:

  • чистка камеры сгорания;
  • очистка трубки подачи масла;
  • продувка автоматики от пыли.

Также нужно соблюдать все рекомендации производителя.

Котел на отработке, созданный своими руками, должен быть безопасен. Устройство нужно размещать поодаль от горючих объектов, материалов. Так как в процессе работы котла происходит усиленное выгорание кислорода, важно обеспечить помещение вентиляцией и дымоходом с регуляцией тяги. В месте пересечения дымохода с крышей ставят защитный кожух.

На топливо для него почти не придётся тратиться! Котёл для отопления на отработке

В вопросах отопления чаще люди ориентируются на проблему экономичности. Поэтому отопительные котлы на отработке получили свою популярность.

Под термином «отработка» понимается уже отслужившее масло, которое побывало в первичном использовании. Жидкость может быть синтетической или натуральной.

Масло для отопления подойдёт как полученное из кулинарных приборов, так и из-под тепловозов или автомобилей. Вне зависимости от происхождения, при процессе сгорания жидкость будет выделять нужное количество тепловой энергии. Поэтому иметь такое устройство очень выгодно, если есть прямой доступ к топливу.

Плюсы отопительных котлов на отработке

Отопительные котлы на отработанном масле обладают множеством плюсов.

Экономичность

Котёл функционирует на уже первично отработанном масле. Правильно настроенное устройство полностью его сжигает.

Чаще, такие аппараты приобретают люди, у которых имеется доступ к топливу в неограниченных количествах.

Например, работники депо или машиностроительных заводов. Но даже в случае, если отработанную жидкость придётся покупать, то вы всё равно останетесь в плюсе.

Стоимость масла минимальна, а расходуется — экономично. Масло выгорает полностью, а значит, каждая копейка, потраченная на него, будет отработана.

Автономность

Такой котёл работает автономно, без подключения к стационарной системе обогрева помещения. Покупатель самостоятельно, вне зависимости от централизованной поставки тепла решает, где будет установлено устройство. Это актуально в частных домах, где автономное отопление крайне необходимо в холодное время года.

Простота устройства

Аппарат настолько прост в сборке и действии, что некоторые умельцы предпринимают попытки собрать его самостоятельно. Принцип работы самодельного и покупного агрегата схож, а ресурсы, потраченные на изготовление или приобретение практически одинаковы.

Ценовая доступность

Неслучайно такие отопительные устройства пользуются огромной популярностью. Несмотря на то что на рынке мало производителей подобных приборов, они не завышают стоимость, так как прекрасно понимают, что собрать такой аппарат можно и в домашних условиях. В совокупности с низкой ценой на топливо, потребитель может окупить своё приобретение уже за первый отопительный сезон.

Фото 1. Два котла (желтого и красного цвета), работающих на отработанном масле. Производитель Thermobile.

Широкий спектр применения

Котлы на отработанном масле используются не только для обогрева жилых помещений. Часто их можно встретить в офисах, учреждениях, и даже промышленных и складских зонах. Именно эти факторы оказали влияние на то, что такие приборы получили широкий спектр применения.

Экологичность

Топливо сгорает полностью. При этом в окружающую атмосферу не выбрасывается токсичных отходов, вредных веществ. Работа устройства абсолютно безвредная для людей и окружающей среды. Многие модели производителей отмечены знаком экологичной безопасности от различных природоохранных организаций.

Эффективность использования

Аппарат быстро нагревает воздух и помещение вокруг, поддерживает заданную температуру. Тепло ощущается практически сразу же после включения устройства.

Оно не только остаётся в помещении и не исчезает с течением времени, но и распространяется по другим комнатам.

Минусы использования котлов для отопления на отработанном масле

Минусы у отопительных котлов на отработке тоже встречаются.

Частое обслуживание

Наряду с плюсами, существуют и недостатки, о которых следует знать каждому будущему покупателю. Первый из них — частое обслуживание.

Такие аппараты нуждаются в надлежащем уходе. Некоторые модели предполагают очистку камеры сгорания водогрейного котла пару раз в месяц.

Очищать её от остатков отработанного топлива необходимо по мере загрязнения фильтра, проверять который нужно не реже одного раза в месяц.

В основном устройство оснащается многоразовыми фильтрами, но хозяева не должны забывать о том, что они могут легко выйти из строя. В инструкции к каждому котлу есть информация о необходимости прохождения технического обслуживания. Если оборудование эксплуатируется в соответствии с указаниями, то проходить техобслуживание можно не чаще, чем указано в инструкции.

Обязательное наличие вентиляции

Несмотря на то что отработанное топливо не выбрасывает в атмосферу вредных веществ и продуктов горения, пары довольно сильные, и при отсутствии вентиляции будут оседать на потолке и на стенах. Это повредит внешнему виду вашего помещения, испортит материалы, а также создаст неприемлемый для работы такого устройства климат. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы аппарат располагался в месте, где есть хорошо функционирующая вентиляция.

Хранение топлива

Отработанное топливо не нуждается в дополнительной фильтрации перед использованием, но нужно предпринимать необходимые действия для его правильного хранения.

Оно не должно подвергаться воздействию высоких температур или прямых солнечных лучей. Лучше всего хранить в специальных ёмкостях, предназначенных для масляных жидкостей.

Фото 2. Хранение отработанного масла в специальных канистрах. Стенки изделий должны быть толстыми.

Их объем будет зависеть от мощности и количества потребления топлива устройством. У каждого обладателя котла должно быть как минимум две ёмкости. Одна небольшая, расходная, а вторая для сбора и хранения отработанного масла.

Внимание! Не стоит запасаться впрок большим количеством топлива. Во-первых, сжигается оно довольно медленно, поэтому бо́льшая часть масла останется на следующий сезон. Во-вторых, нахождение в жилых помещениях легковоспламеняющихся жидкостей небезопасно для окружающих.

Шум при работе

К сожалению, котёл, функционирующий на отработанном масле, создаёт определённые шумы. Подобное происходит из-за работы вентилятора и вытяжной системы. Поэтому целесообразно устанавливать такое оборудование подальше от жилых комнат и комнат отдыха. Шум довольно сильный и может помешать здоровому сну.

Котлы на отработке подразделяются на пиролизные и турбогрелки.

Пиролизные

Это оборудование изготовлено из листовой стали с использованием стальных труб.

После изготовления, устройство покрывается жаропрочной краской. Все элементы составляют цельную конструкцию, где отсоединяется только крышка от камеры сгорания.

Конструкция устройства проста. В неё входят:

  • блок управления;
  • встроенный вентилятор;
  • маслонасос выносной;
  • камера сгорания с водяной рубашкой.

В устройстве отсутствует горелка.

Принцип действия таких аппаратов прост:

  1. В расходную ёмкость заливается отработанное топливо по шлангу, оно подаётся в специальную камеру.
  2. Испарительная камера, выполненная из толстой стали, нагревается до определённой температуры.
  3. По мере разогрева, масло начинает испаряться на дне. Выделяющийся пар поднимается в камеру сгорания.
  4. В её центре есть перфорированная труба, которая подаёт воздух из вентилятора.
  5. Масляные разогревшиеся пары смешиваются с кислородом и сгорают.
  6. В результате этого процесса нагревается водяная рубашка изнутри.
  7. Пары направляются в газотрубный теплообменник.
  8. Проходя сквозь водяную рубашку, пары немного остывают и подаются в помещение.
  9. Энергия передаётся теплоносителю. Сами продукты горения поднимаются по вентиляции и покидают помещение.

Важно! Основное отличие от других котлов на отработанном масле состоит в отсутствии горелок, что повышает надёжность использования, а также влияет на лёгкость эксплуатации. Конструкция очень компактная и проста в монтаже.

Турбогорелки

Принцип работы похож на функционирование дизельных устройств. Он заключается в том, что топливо разбрызгивается и горит уже непосредственно масляный туман.

Фото 3. Схема устройства турбогрелки, работающей на отработке. Стрелками указаны составные части конструкции.

К отличительным чертам такого устройства относят чувствительность к качеству топлива. Если в его составе имеются различные примеси или вода, то горелка не стартует. Нужна хорошая электрическая мощность.

Это устройство действует по следующему сценарию:

  1. Масло заливается в специальный отсек.
  2. Под воздействием потока воздушных масс оно попадает в область непосредственного возгорания. Там уже имеется заданная температура.
  3. Происходит эффект пиролиза.
  4. Выделяются газообразные летучие продукты, которые смешиваются с кислородом и выходят из отверстия. Там же они сгорают.
  5. При этом смолистые продукты начинают накапливаться в отсеке.
  6. После того как отключается горелка, температура, достигшая максимума, сохраняется.
  7. Подача воздуха тоже не прекращается.
  8. Нелетучие продукты пиролиза сохраняются. Горелка очищается самостоятельно.

Все устройство состоит из твёрдых металлических сплавов. Сверху покрыто жаропрочной краской.

Правила использования

Чтобы котёл служил длительное время без сервиса, необходимо уделять внимание правилам использования.

Топливо

Отработанное масло для функционирования котла может быть использовано практически любого назначения. Главное, чтобы оно соответствовало ряду требований, которые предъявляются производителями устройств.

Фото 4. Слив отработанного масла в специальную ёмкость. Сама жидкость тёмно-коричневого цвета.

Если у вас имеются дополнительные системы фильтрации, не стесняйтесь их использовать. Чем чище будет отработанное масло, тем эффективнее будет происходить процесс горения. Это влияет и на тот факт, что вы проведёте меньше профилактических работ в процессе эксплуатации.

Если путём анализа выявится, что в топливе содержится большое количество воды и антифриза, то необходимо фильтровать топливо полностью. Есть специальные рекомендации о том, как удалить такие примеси.

Производители, чаще всего, советуют для использования гидравлические, моторные, трансмиссионные масла, а также масло из автоматической коробки передач. А вот использовать в приборе мазут не рекомендуется.

Расчёт топлива для котла происходит в соответствии с теплопотерями для каждого конкретного помещения. Нужно учитывать данные по утеплению места, его остеклению, режим работы котла, а также необходимую установленную температуру. В зависимости от производителя, расчёт будет выполняться по индивидуальным формулам. Лучше для выявления этого вопроса связываться непосредственно с производителем.

Чаще всего используется следующая формула:

B = d*(h1-h2) + d*(h1+h2) /qn

Где: h1 — коэффициент полезного действия,

h2 — энтальпия топлива,

d — теплота сгорания топлива,

qn — температура и удельная теплоёмкость масла.

Насос масляный для котла на отработанном масле своими руками

Просмотров: 27 779

Владимир Гурмаженко

Все это хорошо, но ведь внутренний диаметр отверстия в бочке по резьбе – 52мм, а диаметр корпуса насоса урал – 53мм. И как его вставить в бочку?

romas romainis

Иван Калинин

Раньше были чертежи пластин, а щас найти не могу?

filayn Fairtecs

ШИМ регулятор который у вас в ролики вроде на 5 ампер (он не сгорит)?

Алексей Голубев

Пасибо за видео. Подписька

Дмитрий Дмитрий

Шим на сколько ампер для этого моторчика?

Амре Алматы

Красавчик!
Отличный видео урок. Удачи.

Домашняя Мастерская

Достаточно все объективно и наглядно, спасибо за обзор давно искал такое видео

shtirlits31

всем здравствуйте.
я использую уже более года для отопления дома котёл на отработке. дом из пеноблока, утеплён хреново, вертикальные швы в кладке порой от улицы защищает только штукатурка(строители криворукие были видать. ). мансарда вообще сплошное решето. дом 420м.кв, дуплекс, 100м.кв тёплых полов, бойлер косвенного нагрева на 250 литров. и всё это добро тащит котёл на 25 кВт. масла поедает в дикие морозы до 3т в месяц. за время использования котла накопился некий опыт и появилось знание вещей, о которых ни один производитель вам не расскажет. поехали!
1. вентилятор наддува котла от девятки – мусор. производительность нормальная, но улетают быстро щётки. щёток в продаже нет, посему ставим новый вентилятор – 1500р/шт, если нормальный брать. за год их валяется аж 6 штук. плюс пластик периодически коробит от температуры – так разлетелась на одном вентиляторе крыльчатка, за которую стал цепляться корпус. выход – покупаем центробежный наддувный вент на 220В мощностью до 350Вт и кубатурой до 1000 кубов. в принципе, учитывая, что вент от девятки даёт 400 кубов, 700 кубового вента должно с диким запасом хватить. плюсы – нет щёток и можно тупо регулировать диммером, либо, если достанется бесплатно частотным регулятором, что намного упрощает жизнь. его минус – это цена в 7000р
2. привод насоса от стеклоподъёмника девятки – мусор. валяется 8 штук. а это от 750 до 1350р/шт. причина та же – издохли щётки. решение пока ищу, склоняюсь к мотор-редуктору на 220В, но пока подходящего найти не могу – должно быть порядка 200. 250 об/мин на валу, мощность моторчика около 50 ватт(при существующем насосе). точно так же облегчение с регулировкой оборотов. но есть альтернатива – двиг от стеклоочистителей, но здесь сразу оговорюсь – нужен мощный ШИМ и уже иной насос, чтобы снизить обороты движка, а, соответственно, и его износ.
3. сам насос. я так понял, здесь он от урала. поправьте, если ошибаюсь! у меня стоит треугольный насос от скутера. при 14,4 вольта на приводе легко выдаёт 3,7 л в час. к слову, это его максимум на этом типе привода. недостаток насоса в том, что корпус из алюминия, а шестерёнки из стали и при больших оборотах, кои приходится держать зимой, насос не живёт больше 1,5 месяцев – изнашивается алюминиевая часть. цена – 250р/шт. сейчас в раздумьях – то ли оставляем насос от скутера, но привод меняем на асинхронный, то ли ставим насос от классики и привод от стеклоочистителей.
4. про перелив не соглашусь – ну сами посудите КАК может произойти перелив, если барьером для этого служит для начала сама вязкость масла, а в дополнение шестерёнки маслонасоса?! по крайней мере, у меня бочка стоит выше котла и никакого перелива за год не случалось!
5. про изменение характеристик подачи топлива соглашусь частично – если вы заливаете АТФ или тормозуху, то подача уменьшится, но это нивелируется температурой сгорания указанных жидкостей. а вот если в масле будет соляра или ацетон, то тут печальнее – температура на котле резко падает, ибо калорийность не та. желательно даже подать в топку водичку. да-да, водичку, но при условии, что в масле заведомо нет воды. это должна быть капельная подача из расчёта 80/20, то есть 80% масло, 20% вода. это улучшает сгорание масла за счёт раздувания водяными парами паров масла. коксование труб при этом уменьшается. пробовал сию хрень делать вручную, до подвешенной бочки с капельницей руки пока не дошли. кстати, густое промороженое масло подаётся ничуть не хуже прогретого. другое дело, что ресурс привода при этом уменьшается.
6. чистка котла на процеженной через мелкое сито отработке производится не реже двух раз в сутки. в идеале три раза. полная чистка котла с его остановом не реже раза в неделю, иначе КПД котла сильно падает из-за коксования стенок.

Читайте также:  Солнечный коллектор из пивных банок

Алексей Гришин

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста в каких пределах масло насос от Урала с оборотами 60 в минуту сколько литров масла в час?

Ося Бендер

Что-то мой внутренний калькулятор не справился с задачкой из первого класса. Суть задачи изложена с 18.05 по 18.30 в данном видео.
Длина шпильки с насосом 640 мм, а длина штанги 895 мм. Привод с двигателя на насос силой мысли осуществляется?

Сергей Полищук

По советуйте если можете. столкнулся с проблемой с трубкой подачи масла. за 12-15 часов работы подающаа трубка забивается нагаром на самом конце. И масло масло перестаёт течь. предполагаю что трубка просто сильно перегревается так как она у меня идёт через всю камеру сгорания рядом с трубой подачи воздуха а не через неё. Скажите стоит переделать или проблема в другом?

Сергей Полищук

доброго времени суток!
скажите, какой датчик уровня масла используете?

Юрий Роум

лучше от дворников от ваз-01 06 03 без разницы, он не так греется и долго работает, такой какой показываете вы, у меня сильно грелся, шим регуляторы тоже мало надежны самый простой способ ,это в поток вентелятора поставить сапротевление от того же ваза 08 , проще надо для таких печей делать чтобы по надежнее было, ураловский насос хороший у меня они дают по 3,5 литра максимально минимально можно до капли.

Сергій Зачнойко

Здравствуйте,-спасибо за видео (очень грамотно и полезно) и маленькая просьба маркировка шим регулятора который Вы используете для регулировки оборотов?

Евгений Зазулин

Скажите вы используете задний или передний привод.

hardi tack

подскажите что сделать , мотор пищит при регулировке шимом где-то до 4-5 вольт

Даниил Круглов

И сколько он будет стоить с доставкой в Читу?

Как сделать котел на отработанном масле

Отопительный котел эффективнее печки и удобнее в эксплуатации, ведь через радиаторную сеть он обогревает весь дом, а не 2—3 комнаты. Второй положительный момент: теплогенератор на отработанном масле выносится в отдельное помещение топочной вместе со всеми неприятными запахами, сопровождающими данный вид отопления. Предлагаем рассмотреть пошагово, как сделать котел на отработке своими руками из газового баллона или стальной трубы.

Конструкция и чертежи отопителя

Мастера, занимающиеся изготовлением котлов на отработанном масле, применяют на практике 3 способа сжигания отработки:

  • поверхностное горение с пиролизным дожиганием в перфорированной трубе и вторичной камере;
  • использование горелок Бабингтона и других самодельных конструкций;
  • сжигание в пламенной чаше, подача топлива организована капельным методом, воздух нагнетается принудительно.

Способы сжигания отработанных масел в самодельных обогревателях – пиролизное горение, пламенная чаша, горелочное устройство Бабингтона

Первый вариант реализован в знаменитой гаражной печке, состоящей из 2 камер, соединенных вертикальной перфорированной трубой. Второй метод мы подробно описали в соответствующей публикации – изготавливается горелка Бабингтона и встраивается внутрь корпуса стального котла, ранее работавшего на дровах.

Мы предлагаем остановиться на третьем варианте – печи-капельнице, переделав ее в двухоборотный (правильное название — двухходовой) водяной котел. Ниже на чертеже представлена базовая версия данной печки, изготовленная из трубы Ø219 мм. Почему новичкам рекомендуется взять за основу капельный принцип работы отопительного агрегата:

  1. Устройство масляных горелок довольно сложное. Для сборки требуется некоторый опыт и финансовые вложения (например, для «Бабингтона» придется купить компрессор).
  2. Отопители поверхностного горения пожароопасны (стреляют пламенем при попадании воды в топливо). Оснастить чудо-печку водяной рубашкой – задача непростая.
  3. Расход топлива при поверхностном сжигании непомерно велик – до 2 литров отработки за 1 час.
  4. По отзывам на форумах, капельницы надежны и способны работать без автоматики (правда, хозяину придется уделять котлу некоторое время, чтобы приноровиться к ручному управлению). Агрегат относительно прост в изготовлении.

Печь-капельница — прототип двухходового водогрейного котла для сжигания жидких видов топлива

Примечание. Как самостоятельно сделать капельную печку на отработанном масле, мы подробно рассмотрели в отдельной пошаговой инструкции. Если вас интересуют другие разновидности самодельных обогревателей на жидком топливе, пройдите на авторитетный тематический форум termoportal.ru.

Схема жидкотопливного котла

Представленную на чертеже схему капельницы нужно переделать, поскольку вместе с жаротрубным теплообменником конструкция не поместится внутрь газового баллона — придется искать большую трубу диаметром 400 мм. Габариты теплогенератора можно уменьшить без потери мощности (15—20 кВт) следующим образом:

  • дожигатель смастерить из трубы DN40, изменив количество и диаметр отверстий (точнее указано на чертеже);
  • для камеры сгорания возьмите трубу DN150;
  • водяную рубашку сварите из двух газовых баллонов из-под пропана;
  • теплообменник – минимум 8 жаровых труб Ø32 мм;
  • размер чаши – по камере сгорания (DN150);
  • высота от края дожигателя до дна чаши – 6.5—7 см.

Как устроен двухоборотный котел, действующий на отработанном масле, показано на чертеже. Отличие от простой капельницы заключается в жаротрубном теплообменнике, размещенном между стенками камеры сгорания и наружной обшивкой. Соответственно, патрубок дымохода переместился в нижнюю зону корпуса.

Для справки. Котел называется двухходовым, поскольку продукты горения делают 2 оборота по трубам и дважды меняют направление движения, прежде чем уйти в дымоход. Существуют и трехходовые версии теплогенераторов с верхним дымоходным патрубком.

Принцип работы агрегата

Этот раздел предназначен для новичков, кому раньше не приходилось заниматься отопительным оборудованием на жидком топливе – отработке либо солярке. Представленный на чертеже котел работает по следующей схеме:

  1. По трубке, проходящей внутри дожигателя, течет отработанное автомобильное масло. Способ подачи – самотеком или с помощью насоса.
  2. Воздух в зону горения нагнетается электрическим вентилятором.
  3. Капли масла, падающие на дно раскаленной чаши, испаряются и сразу воспламеняются. Дожигание поднимающихся масляных паров происходит напротив всех отверстий, просверленных в центральной трубе.

Схема сжигания отработанного масла в котле и движения дымовых газов через огнетрубный теплообменник

  • Выделяющееся от пламени тепло напрямую передается водяной рубашке котла. Горячие дымовые газы, вытесняемые воздухом от вентилятора, проходят сквозь жаровые трубы, отдают часть теплоты и вылетают в дымоход.
  • В зависимости от качества топлива и режима работы чистка теплогенератора производится 1 раз в 3—7 дней. Основная масса сажи скапливается в чаше, которая легко вынимается через специальный люк. Как функционирует капельный котел на отработанном масле, сделанный своими руками, расскажет один из мастеров в очередном видео:

    Изготавливаем теплогенератор из баллона

    Первым делом подготовьте к свариванию газовые баллоны – удалите сферические части (не забудьте наполнить предварительно водой!) и отрежьте один сосуд по размеру, чтобы вместе они составили корпус требуемой высоты (1 м).

    Вентиль выворачиваем трубным и гаечным ключом. Если не получается, то подпиливаем и аккуратно отбиваем молотком

    Заготовьте остальные материалы, учитывая следующие рекомендации:

    • камеру сгорания и пламенную чашу лучше сделать из нержавеющей стали толщиной 1.5—3 мм (например, марки 12X18H12T);
    • если нержавейку отыскать не удалось, используйте черную сталь марки Ст3 — Ст20 от 4 мм толщиной;
    • трубку подачи отработанного масла тоже подберите нержавеющую;
    • толщина стенок жаровых труб – не менее 3.5 мм;
    • для герметизации верхней крышки подберите стальную полосу 40 х 4 мм (ободок) и асбестовый шнур;
    • подготовьте листовой металл 3 мм на изготовление ревизионного люка;
    • на теплообменник берите трубы с толщиной стенки минимум 4 мм.

    Варианты изготовления чаш, устанавливаемых на дно отопительного агрегата

    Совет. В качестве нагнетателя мастера обычно применяют «улитку» салонного отопителя ВАЗ 2108, но это не панацея. Возьмите любой подобный вентилятор — все равно его производительность придется регулировать с целью увеличения либо уменьшения мощности котла.

    Процесс изготовления двухходового котла на отработке выглядит так:

    1. Нарежьте жаровые трубы Ø32 мм по размеру и сварите теплообменник, используя один баллон в качестве наружного кожуха, а трубу Ø150 мм – стенок камеры сгорания.
    2. Приделайте к теплообменнику подводящие патрубки системы водяного отопления.
    3. Во втором баллоне вырежьте отверстия под ревизионный люк и дымоходный патрубок. Приварите штуцер Ø114 мм и выполните горловину с крышкой из листовой стали.
    4. Сварите оба резервуара в один корпус. Сверху выполните обечайку из железной полосы – она послужит уплотнением крышки. Щель между кромками заполните асбестовым шнуром.
    5. Изготовьте дожигатель в соответствии с чертежом. Проделайте в полусферической крышке (в прошлом – торец баллона) отверстия для смотрового окна и установки дожигателя (по центру).
    6. Крышку оснастите ручками и заслонкой на окошке. Трубу дожигателя допускается приварить к ней наглухо либо прикрутить болтами с уплотнением асбестовым шнуром.

    С нижнего торца перфорированная труба закрывается заглушкой, где проделано 4 отверстия – одно посередине, оставшиеся три – радиально. В центральное отверстие выводится трубка маслопровода и обваривается. Последний шаг – изготовление пламенной чаши котла, где будет гореть отработанное масло.

    Нижняя (торцевая) часть дожигателя с 3 отверстиями Ø4 мм

    Рекомендация. Если вы хотите сделать котельную установку на отработке с водяным контуром, обеспечивающим ГВС, не торопитесь заталкивать внутрь теплообменника змеевик. Есть решение попроще: приварить к водяной рубашке 2 дополнительных патрубка и подключить их к баку косвенного нагрева через циркуляционный насос. Второй вариант – установить на дымоход теплообменник самоварного типа.

    По окончании сборки приварите к трубе–дожигателю колено с фланцем и установите «улитку». Чтобы наружная металлическая стенка водяной рубашки не теряла напрасно тепло и не обогревала помещение котельной, выполните изоляцию корпуса из негорючей базальтовой ваты. Простейший способ — примотать утеплитель шпагатом, а затем обернуть тонколистовым крашеным металлом.

    Наружную обшивку теплогенератора можно сделать прямоугольной

    Более наглядно процесс изготовления жидкотопливного котла продемонстрирован в следующем видео:

    Советы по установке

    Монтаж котла, использующего отработанное масло, практически не отличается от установки отопителей других типов. Есть одно преимущество: благодаря наличию турбонаддува и бездымному горению жидкого топлива дымоход необязательно задирать на 6—7 метров. Достаточно вывести оголовок дымоотвода из зоны ветрового подпора и поднять на высоту 4 м.

    Касательно правильного монтажа дадим такие рекомендации:

    1. Котел и не защищенные изоляцией стальные дымоходы располагаются на расстоянии 0.5 м от горючих стен и других элементов деревянного дома. Минимальный отступ от несгораемых конструкций – 100 мм.
    2. Проход сквозь внешнюю стену и весь наружный участок газохода выполняйте утепленной трубой – сэндвичем, иначе будет много конденсата и сажи. Подробно технология устройства дымохода описывается в отдельном материале.
    3. Обязательно установите на подающей магистрали отопления группу безопасности.
    4. Организуйте в топочной хорошую вытяжку для удаления запахов. Забор воздуха на горение можно предусмотреть с улицы.
    5. Оснастите нагнетатель регулятором оборотов, а маслопровод – вентилем. Это позволит управлять мощностью теплогенератора вручную. Не путайте регулировочный вентиль с обычным краном, запорная арматура ставится на трубопроводы в любом случае.
    6. Сделайте примитивную автоматику аварийной остановки – поставьте на подачу термостат, отключающий вентилятор и масляный насос в случае перегрева теплоносителя.

    Вариант монтажа теплогенератора с нижним подключением дымохода

    Если отработка подается самотеком, то ради безопасности желательно поставить на топливную магистраль электрический отсекающий клапан. Одна тонкость: после аварийного отключения котел самостоятельно не запустится, придется разжигать масло вручную либо мастерить автоматический розжиг.

    Работу котла очень желательно подстраховать на случай отключения электроэнергии. Автомобильный вентилятор, рассчитанный на напряжение 12 вольт, можно запитать от обычного аккумулятора, остальное оборудование – насосы, термостаты – через блок бесперебойного питания.

    Подачу отработанного масла в камеру сжигания котла проще всего организовать самотеком – из подвешенной к стене емкости. Но за подобной системой нужно постоянно следить плюс по мере опорожнения интервал между каплями увеличивается, а интенсивность горения уменьшается.

    Отсюда рекомендация: после первичного испытания двухоборотного котла на отработке приобретите насос от мотоцикла «Урал» (или подобный) и установите в бочку с топливом. Как это осуществить, смотрите в последнем видеосюжете.

    Ссылка на основную публикацию