Сброс воздуха из системы отопления

Удаление воздуха из системы отопления: как производится спуск воздушной пробки

Появление воздушных пробок в системе отопления сопровождает неравномерный прогрев приборов и настораживающий шум в трубопроводе. Теплоноситель по контуру перемещается “рывками”, возрастает вероятность гидроудара. Согласитесь, эти явления хотел бы исключить любой здравомыслящий хозяин.

Устранить и предупредить перечисленный негатив позволяет простое действие – удаление воздушных пробок из системы отопления. Как это сделать? Как грамотно собрать контур, какие устройства следует установить, чтобы воздух своевременно удалялся, узнаете из предложенной нами статьи.

Представленная к ознакомлению информация опирается на нормативную документацию. Мы описали все возможные способы, применяемые против формирования воздушных заторов. Для оптимизация восприятия материал дополнен фото-подборками, схемами, видео.

Чем опасны воздушные пробки?

Попадание воздуха внутрь водяной отопительной системы – явление очень распространенное. И реагировать на него следует незамедлительно. Хотя некоторое количество воздуха в системе может показаться не опасным, оно нередко становится причиной более серьезных проблем.

А иногда завоздушенность радиатора или труб позволяет выявить поломки или огрехи в монтаже отопительной системы.

Наличие воздушных пробок обычно проявляется в виде неравномерного прогрева отдельных элементов системы, например, радиаторов.

Если устройство заполнено теплоносителем лишь частично, его работу сложно назвать эффективной, поскольку помещение недополучает часть тепловой энергии, т.е. не прогревается.

Если воздух скопился в трубах, он препятствует нормальному продвижению теплоносителя. В результате работа отопительной системы может сопровождаться довольно сильным и неприятным шумом.

Иногда часть системы начинает вибрировать. Наличие воздуха в контуре вызывает активизацию различных химических процессов, например, может вызывать распад кальциевых и магниевых гидрокарбонатных соединений.

Это приводит к образованию углекислоты, что нарушает кислотно-щелочной баланс теплоносителя. Повышенная кислотность способствует усилению коррозионного воздействия на элементы отопительной системы, что может привести к заметному сокращению срока их службы.

Кроме того, химические процессы, протекающие под воздействием высокой температуры, вызывают отложение на стенках труб и радиаторов известняковых осадков, создающих плотный налет.

В результате просвет трубы уменьшается, характеристики отопительной системы изменяются, она работает с меньшей отдачей. Большое количество известкового налета может полностью забить трубы, их придется прочищать или даже полностью заменять.

Если в схему отопления включен циркуляционный насос, наличие воздуха в системе может пагубно отразиться и на его работе. Подшипники этого устройства рассчитаны на постоянное пребывание в водной среде. Если в насос попадет воздух, подшипник будет работать в режиме сухого хода, что вызовет его перегрев и поломку.

Причины появления излишнего воздуха

Причин появления воздуха множество, полностью избежать этого явления довольно сложно. И все же следует изучить факторы, под воздействием которых в отопительной системе образуются воздушные пробки, чтобы минимизировать их воздействие на систему.

Чаще всего воздух проникает в систему:

  • если отопление изначально было смонтировано неправильно;
  • при несоблюдении правил заполнения отопительного контура водой;
  • если нарушена герметичность соединения отдельных элементов системы;
  • когда в системе отсутствуют или неправильно используются устройства для отвода воздуха;
  • после проведения ремонтных работ;
  • при возмещении потерянного объема теплоносителя с помощью холодной воды.

Неправильный монтаж отопительной системы приводит к ее завоздушиванию в тех случаях, когда трубы проложены с неправильным уклоном, образуют петли и т.п. Лучше всего отследить такие участки еще на этапе проектирования автономного отопления.

Заполнение контура водой следует выполнять по принципу: чем больше объем теплоносителя, тем меньше скорость его поступления в систему. Если вода поступает слишком быстро, на определенных участках она может стать спонтанным вариантом гидрозатвора, препятствуя естественному процессу вытеснения воздуха из контура.

В местах соединения труб и радиаторов нередко возникают протечки. Иногда трещина настолько мала, что вытекающая из нее вода почти сразу же испаряется. Отверстие остается незамеченным, и через него постепенно проникает воздух, который заменяет утраченный объем воды.

Поскольку тем или иным образом контур все же может оказаться завоздушенным, при проектировании отопления следует предусмотреть установку специальных устройств, предназначенных для спуска воздуха из системы отопления. Если такие воздухоотводчики уже имеются, но не дают желаемого эффекта, возможно, некоторые из них сломаны и требуют замены.

Бывает и так, что устройства для выведения воздуха неэффективны из-за их неправильной установки или недостаточного количества. Неизбежно попадание воздуха в систему после ее ремонта. В этом случае обязательно придется проводить мероприятия по развоздушиванию.

Если часть объема теплоносителя утеряна, его необходимо восполнить. Свежая вода, в отличие от той, что уже находится в системе, содержит некоторое количество растворенного в ней воздуха. При нагреве он выделяется в виде небольших пузырьков и накапливается, образуя пробки.

Если в систему долили свежий теплоноситель, через некоторое время не помешает убедиться, что она нигде не завоздушена.

Способы удаления воздуха из системы

Итак, чтобы избежать завоздушивания отопительной системы, необходимо правильно ее спроектировать и установить, своевременно очищать и заполнять теплоносителем без ненужной спешки.

И даже при этом одна или несколько воздушных пробок могут все же появиться в системе. Что делать в таком случае? Порядок действий во многом зависит от особенностей конструкции отопительной системы.

Способ #1 — соблюдение правил монтажа

В схемах с естественной циркуляцией теплоносителя при верхней разводке удаление воздуха осуществляется через открытый расширительный бак. При монтаже такой системы подающую магистраль устанавливают таким образом, чтобы она поднималась вертикально к баку.

Емкость, обеспечивающую простор для расширения теплоносителя при нагреве, ставят в самой верхней точке системы, чем и обеспечивают естественное продвижение жидкости по отопительному контуру.

Обратную магистраль также следует устанавливать с уклоном, способствующему естественному перемещению потока теплоносителя.

Если система смонтирована правильно, попавший внутрь контура воздух будет постепенно вытесняться горячей водой вверх и покидать трубопровод через свободно сообщающуюся с атмосферой поверхность расширительного бака.

Способ #2 — установка отводчиков воздуха

Схема удаления воздуха из контуров с принудительной циркуляцией отличается от предыдущего типа. В верхней точке такой системы устанавливают открытый расширительный бачок, а закрытый располагают перед входом в котел обратки.

В такой системе подающая магистраль не должна иметь уклон, т.к. перемещение теплоносителя стимулируется насосом и устройства для сброса воздушных пробок используются иные.

Для удаления воздуха из системы предусмотрены специальные автоматические воздухоотводчики, устанавливаемые в самых верхних точках системы и на поворотах трубопровода.

Для удаления пробок из радиаторов применяют краны Маевского. Таким же образом удаляют воздух из отопительного контура с естественной циркуляцией, но при нижней разводке труб.

При правильном монтаже процедура выведения ненужного воздуха из системы очень простая, она сводится к открыванию соответствующих кранов и их закрыванию после того, как выйдут образовавшиеся в системе отопления воздушные пробки. Автоматические воздухоотводчики вообще не нужно открывать. Они срабатывают при изменении давления.

Отопительные схемы закрытого типа дополняют автоматическими воздухоотводчиками в обязательном порядке.

Их устанавливают по всему контуру в определенных точках, что позволяет удалять воздушную пробку из контура локально, не дожидаясь, пока воздух переместится в верхнюю точку системы. Такая схема получила название многоступенчатая система обезвоздушивания.

Идея состоит в том, чтобы обеспечить возможность отведения воздуха для каждой части отопительного контура. Обычно каждый радиатор снабжают устройством для отведения воздуха с ручным управлением, например, краном Маевского.

Если радиатор горячий снизу и при этом его верхняя часть остается холодной, то из него нужно удалить скопившийся воздух.

Для этого понадобится ключ или отвертка, а также емкость для сбора воды и тряпка для пола. С помощью инструментов кран Маевского открывают и подставляют под него емкость. Воздух выходит с характерным шипением.

Когда пробка устранена, из крана Маевского потечет вода. Теперь кран можно закрыть. В большинстве случаев эта простая процедура позволяет восстановить равномерное распределение теплоносителя по всему радиатору.

Автоматические воздухоотводчики бывают горизонтального и вертикального типа. Их устанавливают в таких местах, где вероятность образования воздушной пробки наиболее велика. Это могут быть участки, где отопительная труба делает поворот, петлю и т.п.

Завоздушенность отопительной системы более характерна для верхних этажей здания, поэтому здесь установке устройств для отведения воздуха следует уделить особое внимание.

При использовании автоматических воздухоотводчиков важно следить за уровнем давления в системе. Кроме того, такие устройства обладают повышенной чувствительностью к загрязнениям.

Чтобы продлить срок службы автоматических воздухоотводчиков, следует установить хорошие фильтры, а также регулярно выполнять промывку отопительного контура.

Чтобы определить место, в котором скопился воздух, радиаторы и трубы для начала просто ощупывают. Там, где температура нагрева заметно ниже, обычно и находится воздушная пробка.

Еще один способ выявить завоздушенное место – простукивание контура. Используют небольшой металлический предмет, которым наносят аккуратные удары. В местах скопления воздуха звук будет более звонким.

Способ #3 — сильное нагревание теплоносителя

Иногда для естественного удаления избыточного воздуха из отопительного контура достаточно сильно нагреть теплоноситель. Высокая температура стимулирует процесс выделения воздуха и его продвижения по системе. Допускается нагрев воды в отопительной системе до 100 градусов.

Если образование воздушных пробок наблюдается в системе снова и снова, следует исследовать все стыки на герметичность.

Рядом с местом образования воздушной пробки почти наверняка обнаружится небольшая щель, из которой незаметно вытекает вода и в которую просачиваются пузырьки воздуха. Заделка такой щели или трещины позволит решить проблему.

Наиболее уязвимыми для появления воздушных пробок считаются алюминиевые радиаторы. Взаимодействие горячего теплоносителя с материалом устройства вызывает развитие коррозионных процессов, которые сопровождаются выделением газообразных веществ.

Если завоздушенность такого радиатора наблюдается снова и снова, имеет смысл заменить его более современным прибором с внутренним антикоррозионным покрытием.

Заполнение отопительного контура теплоносителем

Чтобы отопительная система работала правильно, ее следует промывать, а затем заново заполнять водой. Нередко именно на этом этапе в контур просачивается воздух. Это происходит из-за неправильных действий во время заполнения контура. В частности, воздух может быть захвачен слишком стремительным потоком воды, как упоминалось ранее.

Кроме того, правильное заполнение контура способствует также более быстрому удалению той части воздушных масс, которые растворены в теплоносителе. Для начала имеет смысл рассмотреть пример заполнения открытой отопительной системы, в самой верхней точке которой расположен расширительный бак.

Заполнять теплоносителем такой контур следует, начиная с самой нижней его части. Для этих целей внизу в систему вмонтирован запорный кран, через который осуществляется подача водопроводной воды в систему.

В правильно устроенном расширительном баке имеется специальный патрубок, который защищает его от перелива.

На этот патрубок следует надеть шланг такой длины, чтобы его второй конец был выведен на участок и находился вне дома. Перед началом заполнения системы следует позаботиться об отопительном котле. Его на это время рекомендуется отключить от системы, чтобы не сработали защитные модули этого агрегата.

После того, как эти подготовительные мероприятия выполнены, можно начинать заполнение контура. Кран в нижней части контура, через который поступает водопроводная вода, открывают таким образом, чтобы вода заполняла трубы очень медленно.

Медленное заполнение продолжают до тех пор, пока вода не потечет через шланг перелива, выведенный наружу. После этого водопроводный кран следует закрыть. Теперь следует пройти по всей системе и на каждом радиаторе открыть кран Маевского, чтобы спустить воздух.

Затем можно снова подключить к отопительной системе котел. Эти краны также рекомендуется открывать очень медленно. В ходе заполнения котла теплоносителем можно услышать шипение, которое издает защитный клапан сброса воздуха.

Это нормальное явление. После этого в систему снова нужно долить воды все в таком же медленном темпе. Расширительный бак должен быть заполнен примерно на 60-70%.

После этого необходимо выполнить проверку работы отопительной системы. Котел включают и прогревают отопительную систему. Затем радиаторы и трубы исследуют, чтобы выявить места, где нагрев отсутствует или является недостаточным.

Недостаточный прогрев свидетельствует о наличии воздуха в батареях отопления, нужно снова провести его стравливание через краны Маевского. Если процедура заполнения отопительного контура теплоносителем прошла успешно, не стоит расслабляться.

Еще как минимум неделю работу системы следует внимательно контролировать, следить за уровнем воды в расширительном баке, а также проверять состояние труб и радиаторов. Это позволит оперативно устранить возникшие проблемы.

Подобным же образом осуществляют заполнение теплоносителем систем закрытого типа. Воду в систему тоже следует подавать с небольшой скоростью через специальный кран.

Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением. Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского. При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар.

Выполнять обе эти операции в одиночку затруднительно. Поэтому рекомендуется заполнение закрытого контура выполнять вместе с помощником. Пока один спускает воздух из радиаторов, его напарник контролирует уровень давления в системе и сразу же корректирует его. Совместная работа повысит качество выполнения этого типа работ и сократит их сроки.

Читайте также:  Солнечный водонагреватель своими руками

Выводы и полезное видео по теме

Видео #1. Наглядная демонстрация процесса удаления избыточного воздуха из радиатора с помощью крана Маевского:

Видео #2. Как стравить из отопительного контура воздух, который не выходит через воздухоотводчик:

Воздух, попавший в систему отопления, снижает эффективность ее работы и может стать причиной повреждения некоторых узлов.

Чтобы успешно справляться с этой проблемой, следует изначально правильно выполнить монтаж отопления или исправить уже имеющиеся огрехи. Кроме того, необходимо установить устройства отвода воздуха и соблюдать правила эксплуатации отопительных систем.

Пишите, пожалуйста, комментарии, если у вас возникли вопросы в ходе ознакомления с представленной информацией. Ждем ваших рассказов о собственноручном устройстве отопления, об установке устройств для отвода воздуха из системы. Приглашаем комментировать материал в расположенном под текстом статьи блоке.

Правильное удаление воздуха из системы отопления – варианты, как удалить воздух

С проблемой, как в системе отопления устранить воздушную пробку, сталкиваются многие хозяева, как частных домовладений, так и квартир в многоэтажных зданиях. Нередко случается так, что отопление запустили, а батареи стоят холодными – вот поэтому и возникает необходимость в том, чтобы выпустить воздух.

Удаление воздуха из систем в многоквартирном доме

Чтобы в многоэтажном здании все батареи были горячими, в них должен постоянно перемещаться теплоноситель. В домах с централизованным теплоснабжением в качестве носителя тепловой энергии выступает вода.

Теплотрасса состоит из двух ниток – подающей и обратки. При этом в рабочем режиме перепад давления между ними равен минимум 2 кгс/см 2 . Нагретый теплоноситель с подачи поступает в обогревательный контур не из тепломагистрали, а после соединения с водой, идущей по обратке. Функция получения смешанной жидкости возлагается на водоструйный элеватор, представляющий собой тройник из стали или чугуна с соплом, находящимся внутри его.

Благодаря частичной рециркуляции воды обеспечивается наибольшая скорость ее перемещения в контуре и минимальная температурная разница между первым и последним радиатором в системе обогрева здания по ходу передвижения теплоносителя.

Разница в давлении между подающей трубой и обраткой в батарее – 0,2 кгс/см 2 . Этот показатель соответствует напору двухметрового водяного столба. Наличие завоздушенности не позволяет циркулировать воде, поэтому информация, как убрать воздушную пробку из системы отопления, для многих хозяев недвижимости не будет лишней.

Дело в том, что наличие небольшого перепада не дает продавить пробку вниз по причине существенной разницы в плотности воздуха и рабочей среды. Для удаления из системы отопления воздуха нужно, чтобы выраженный в метрах гидравлический напор превысил высоту стояков от розлива.

Как стравить воздух в автономных системах

У автономных теплоснабжающих систем с принудительной циркуляцией рабочей среды все обстоит иначе. Обычно создаваемый насосным оборудованием напор превышает высоту отопительного контура и тот может функционировать даже при наличии завоздушенности труб.

Но в процессе передвижения воздушных пузырей в трубах и батареях возникают посторонние звуки – гидравлические шумы. Если они будут раздаваться непрерывно, это будет доставлять немало неприятных моментов для жильцов.

Помимо этого, воздух способствует образованию коррозийных процессов в стальных деталях отопительного контура таких, как панельные радиаторы, трубы, сделанные из черной стали, и сердечники биметаллических приборов.

Когда нет кислорода, не происходит его контакт с теплоносителем и не появляется ржавчина. Теперь понятно, почему так мешает воздушная пробка в системе отопления частного дома.

Причины появления завоздушенности

Пробки из воздуха образуются в отопительных системах по ряду причин:

  1. В результате замены радиаторов в квартире. Ее чаще всего производят летом накануне нового отопительного сезона. После завершения опрессовки стояки наполняют водой, а на осень переносят спуск воздуха из системы отопления.
  2. После проведения на стояках ревизии запорной арматуры, которая нужна для осушения контура.
  3. В результате проверки запорной арматуры в элеваторном узле. Контур следует сбросить полностью.
  4. От протечек теплоносителя через межсекционные соединения батарей, резьбовые соединения, свищи образовавшиеся в трубах и т.д. Если задвижки в элеваторе находятся в исправном состоянии и закрыты, в контуре постепенно начинает падать давление. В данном случае нужно приоткрыть кран Маевского или находящийся на верхнем этаже промывочник. В результате возникшее вверху контура разрежение засасывает воздух.

Нижняя подача отопления в многоэтажке

Для современных строений стандартным решением является схема с нижним розливом. В этом случае обе трубы – и подающая, и обратная – уложены в подвальном помещении. Стояки, подсоединенные к розливам, объединяют попарно при помощи перемычки на чердаке или верхнем этаже.

Вариант № 1 решения проблемы – запуск элеватора на сброс

Стравливание воздуха из системы отопления выполняют специалисты ЖКХ на этапе запуска контура, который сброшен частично или полностью. С этой целью его перепускают на сброс: одну задвижку открывают, а вторую оставляют закрытой.

Со стороны контура отопления до закрытой задвижки открывают сбросник, который соединен с канализацией. О том, что основная часть воздуха вышла, видно по водяному потоку в сбросе – он движется равномерно и без пузырей.

Вариант №2 устранения проблемы – монтаж воздушника

Перед тем, как выпустить из системы отопления воздух, в верхней части всех парных стояков в случае нижнего розлива устанавливают воздушник. Им может быть не только специальный кран Маевского, но и винтовой вентиль, водоразборный или шаровый кран, смонтированный изливом кверху.

Сброс воздуха из системы отопления выполняют в определенной последовательности:

  1. На более, чем на один оборот приоткрывают кран. В результате должно раздаться шипение движущегося воздуха.
  2. Под кран подставляют широкую емкость.
  3. Ожидают, пока вместо воздуха польется вода.
  4. Закрывают кран. Через 10 минут стояк должен прогреться. Если этого не происходит, надо стравливать пробки повторно.

Перед тем, как избавиться от воздуха в системе отопления, следует помнить о таких важных правилах:

  1. В кране Маевского нельзя винт выкручивать полностью, поскольку при давлении, равном 5 – 6 атмосферам, и льющемся из отверстия кипятке вернуть его на место невозможно. Результатом таких действий может стать затопление собственной квартиры и расположенной снизу.
  2. Не надо под давлением выкручивать воздушник, даже на пол-оборота, поскольку неизвестно в каком состоянии находится его резьба. Когда спускной клапан неисправен, до его замены или ремонта следует перекрыть два парных стояка и удостовериться, что их вентили удерживают воду.
  3. В случае проживания на верхнем этаже до старта отопительного сезона нужно удостовериться в том, что есть инструмент, которым работают с воздушником. Модели современных кранов Маевского можно открыть отверткой или руками, а в старых зданиях потребуется специальный ключ. Он выполняется легко – следует взять пруток нужного диаметра и выполнить у него на торце пропил.

Вариант №3 устранения проблемы – перепускание отопительного стояка на сброс

При нижнем розливе основной проблемой воздушников является то, что они располагаются на верхних этажах в квартирах. Если их владельцев постоянно нет дома, как убрать завоздушенность системы отопления?

Можно перепустить парные стояки со стороны подвала, для чего:

  1. Их обследуют на предмет наличия вентилей, после которых можно устанавливать заглушки или сбросники. Во втором случае затрат не будет, а в первом – необходимо купить шаровый кран с резьбой аналогичного размера, как и у заглушек.
  2. Перекрывают вентили на двух стояках.
  3. На одном из них на несколько оборотов откручивают заглушку и ожидают снижения напора жидкости, который бьет по резьбе. Так можно убедиться, что вентили на этажах исправны.
  4. На место заглушки монтируют шаровый кран, сначала подмотав резьбу.
  5. Смонтированный сбросник открывают полностью.
  6. Теперь приоткрывают вентиль, находящийся на втором стояке. Когда напор осуществит отвод воздуха из системы отопления, закрывают сбросник и открывают другой стояк.

В этом также имеются нюансы:

  1. Когда все батареи установлены на подающем стояке, а на обратном их нет, сбросник нужно монтировать на обратке и тогда проблема, как удалить из системы отопления воздушную пробку, будет решена. В случае расположения радиаторов на парных стояках вытравить воздух получается не всегда.
  2. Если не удалось перепустить стояки в едином направлении, тогда сбросник переставляют на второй стояк и перегоняют теплоноситель в противоположную сторону.
  3. При наличии винтовых вентилей на стояках нужно избегать перемещения воды через них в направлении, которое противоположно стрелке на корпусе. Желание приоткрыть вентиль с клапаном, прижатым давлением, может завершиться его отрывом от штока. Чтобы устранить проблему, связанную с тем, как вытравить воздух из системы отопления, довольно часто требуется сбрасывать систему обогрева строения.

Верхняя подача в многоквартирном доме – как выпустить воздух

Здания с верхним разливом имеют следующие признаки:

  • розлив подачи находится на техническом этаже, а обратный – в подвале;
  • каждый стояк является перемычкой между ними, отключение возможно и снизу, и сверху;
  • подающий розлив делают с незначительным уклоном;
  • на нем в самом верху находится расширительное устройство со сбросником, при этом сброс часто выводят через все этажи в элеваторный узел в подвальное помещение или по – максимуму близко к нему.

Функцию воздушников возлагают на сбросник на расширительном приборе. Благодаря выводу сброса в подвал старт теплоснабжения осенью упрощается.

Вариант № 4 решения проблемы – сбросник на расширительном бачке

Чтобы устранить проблему, до того, как продавить воздушную пробку в системе отопления, верхний розлив нужно перевести в рабочее состояние.

Для этого следует:

  1. Не спеша заполнить систему, чтобы не допустить гидроудара. Нужно приоткрыть домовую задвижку на подаче или обратке, находящуюся между элеваторным узлом и нагревательным контуром.
  2. После завершения заполнения системы вторую задвижку открыть полностью.
  3. Через 5 – 10 минут открыть на расширительном устройстве сбросник и подождать пока воздух сменит вода.

Открытая система отопления в частном доме

Функционирует такая система, когда давление и высота водяного столба, образованного нижней и верхней точкой отопительного контура, соответствуют. В этом случае розлив обустраивают под постоянным наклоном, а в его верхней точке располагают открытое расширительное устройство.

Оно совмещает в себе ряд функций:

  • расширительного бачка, который компенсирует возрастание объема жидкости при нагреве;
  • предохранительного клапана, служащего для сброса избыточного давления в случае закипания воды в теплообменнике нагревательного агрегата;
  • воздушника, благодаря которому решается проблема, как выгнать из системы отопления воздух – его надо вытеснить в верхнюю часть контура, а точнее в расширительный бак, откуда он отправляется в атмосферу.

При данной схеме не требуется дополнительная установка воздушников. Но ими можно снабдить индивидуально радиаторы, размещенные выше разлива: кран Маевского позволяет удалять воздух из радиатора и заставляет циркулировать рабочую среду через оба коллектора.

Закрытая система частного дома – как удалить воздушную пробку

В контуре, по которому теплоноситель перемещается в принудительном порядке, функционирующем при избыточном давлении, помещают воздухоотводчик автоматического типа. Он является элементом группы безопасности нагревательного агрегата и его монтируют на выходе из теплообменника.

У некоторых моделей котлов имеется своя группа безопасности, установленная внутри корпуса. Все батареи, находящиеся выше розливов, снабжают кранами Маевского или воздушниками. Последние непременно нужны при диагональном или боковом подключении приборов. В случае нижнего двухстороннего подключения возможно функционирование завоздушенного радиатора. Используется следующий способ, как стравить воздух из системы отопления: его вытесняют в верхний коллектор, а теплоноситель запускают через нижний. Секции батареи прогреваются по высоте благодаря теплопроводности металла.

Особая ситуация

В закрытых автономных теплоснабжающих системах помимо воздушников, применяют сепаратор воздуха. Он предназначается для отвода мелких воздушных пузырьков, насыщающих жидкость, так как они приводят к коррозии труб из стали, крыльчатки насосного оборудования и теплообменника.

Отвод пробок из воздушной камеры сепаратора происходит при помощи воздухоотводчика, функционирующего в автоматическом режиме.

Собирать пузырьки воздуха помогут:

  • PALL кольца;
  • сетки из нержавейки или меди.

Но стоимость сепараторов немаленькая, а польза от них весьма сомнительна. По мнению специалистов, в автономной системе можно обходиться без них.

Безусловно, информация относительно причин образования воздушных пробок и способов, как выдавить из системы отопления воздух, будет полезна для каждого владельца недвижимости.


Как выгнать воздух из системы отопления

Из-за скопления кислорода и углекислого газа в системах отопления появляются воздушные пробки. Чаще всего эта проблема возникает после длительного простоя, например, по окончании летнего сезона перед первым её запуском, после ремонта или замены каких-либо деталей. Поэтому, чтобы обогрев помещения был полноценным и не вызывал дискомфорта, нужно знать, как удалить воздух из системы отопления в частном доме.

Так выглядет завоздушивание системы на тепловизоре

Причины появления и последствия

Поводом для возникновения воздушных пробок служат следующие факторы:

  1. Во время монтажа допущены ошибки, в том числе, неправильно сделаны места перегибов или неверно рассчитаны уклон и направление труб.
  2. Слишком быстрое заполнение теплоносителем системы.
  3. Неправильный монтаж воздухоотводящих клапанов или их отсутствие.
  4. Недостаточное количество теплоносителя в сети.
  5. Неплотные соединения труб с радиаторами и другими частями, из-за чего происходит попадание воздуха извне внутрь системы.
  6. Первый запуск и избыточный нагрев теплоносителя, из которого под воздействием высокой температуры активнее выводится кислород.
Читайте также:  Чудо печка на солярке

Наибольший вред воздух может принести системам с принудительной циркуляцией. При нормальной работе подшипники циркуляционного насоса всё время находятся в воде. При прохождении через них воздуха, они лишаются смазки, что приводит к повреждению скользящих колец из-за трения и нагрева или вовсе выводит из строя вал.

Вода содержит в растворённом состоянии кислород, углекислый газ, магний и кальций, которые при повышении температуры начинают распадаться и оседать на стенках труб в виде известкового налёта. Места труб и радиаторов, заполненных воздухом, больше остальных подвержены воздействию коррозии.

Признаки, по которым можно определить, есть ли воздушные пробки в трубах и радиаторах

Из-за воздуха в системе отопления батареи нагреваются неравномерно. При проверке на ощупь их верхняя часть, по сравнению с нижней, имеет заметно меньшую температуру. Пустоты не дают прогреться им должным образом, поэтому и помещение хуже отапливается. Из-за наличия воздуха в системе отопления при сильном нагреве воды в трубах и радиаторах появляется шум, похожий на щелчки и перетекание воды.

Определить место, в котором находится воздух, можно обыкновенным постукиванием. Там где нет теплоносителя, звук будет более звонким.

Особенно внимательно проверяют сеть на герметичность. Когда отопление запущено выявить неплотные соединения крайне сложно, так как на горячей поверхности вода быстро испаряется.

Методы удаления воздуха

Существуют системы отопления с принудительной и естественной циркуляцией теплоносителя. В первом случае жидкость течёт с помощью циркуляционного насоса, а во втором благодаря определённому наклону труб и давлению в них.

Системы с естественной циркуляцией

Для вывода воздуха из системы этого типа используется расширительный бачок. Он устанавливается в наивысшей её точке. Большая часть воздуха самостоятельно выводится через него при нагреве теплоносителя. Если же воздушные пробки всё равно остались, то многие специалисты рекомендуют увеличить количество жидкости в системе, открыв при этом воздухоотводчики. Тем самым теплоноситель сам вытеснит движением и давлением воздух из сети.

Системы с принудительной циркуляцией

В системах с циркуляционным насосом трубы и радиаторы расположены ровно и без уклона. Для вывода из них воздуха используются воздухоотводчики. Их всегда монтируют на перегибах и в наивысших её точках, так как именно там и происходит скопление газов.

Заливать теплоноситель в систему нужно медленно, так как из-за быстрого наполнения образуются пузырьки с воздухом. Одновременно с этим нужно удалять воздух из радиаторов и других элементов. Чем протяжённее система, тем дольше её заполняют теплоносителем. Если к сети отопления подключен тёплый пол, то установка воздухоотводчиков обязательна, так как часто трубы расположены на разной высоте. Также нужно постоянно следить за количеством теплоносителя в системе, чтобы исключить возможность попадания в неё воздуха.

Виды воздухоотводчиков

Клапаны для удаления воздушных пробок бывают автоматическими и ручными. Ко второму типу воздухоотводчиков относят краны Маевского. Их используют не только для вывода воздуха, но и для его запуска, чтобы слить теплоноситель из системы.

Кран Маевского

Это устройство изготавливают из латуни, имеет простую, но надёжную конструкцию. Основные детали крана Маевского – это корпус и винт. Все детали клапана максимально плотно расположены друг другу, благодаря чему теплоноситель не может выйти наружу. Открывают кран с помощью специального ключа, отвёртки или рукой.

Перед тем как убрать воздух из системы отопления, необходимо подготовить ёмкость для теплоносителя и инструменты. Пошаговая инструкция удаления воздушных пробок с помощью крана Маевского:

  1. Если система отопления работает с помощью циркуляционного насоса, то его следует выключить на время сброса воздуха.
  2. Ключом, отвёрткой или рукой поворачивается кран на 1 оборот против часовой стрелки. Сразу же будет слышно шипение выходящего из радиатора воздуха.
  3. Как только начал вытекать теплоноситель, значит, воздушная пробка удалена, кран Маевского обратно закрывают.

Автоматический воздухоотводчик

Это устройство самостоятельно выводит воздух из системы отопления. Устанавливается либо вертикально или горизонтально. Состоит из латунного корпуса, поплавка, выпускного клапана и шарнирного рычага. Чтобы теплоноситель не мог протечь через него, воздухоотводчик оснащён защитным колпачком.

Принцип работы следующий: если воздуха в камере нет, то выпускной клапан закрыт. По мере его поступления внутрь поплавок опускается. Как только камера полностью заполняется, выпускной клапан открывается, и воздух выводится наружу. После чего поплавок снова закрывает выпускной клапан.

Сепаратор воздуха

Это устройство состоит из металлического корпуса, воздухоотвода, сливного крана и трубки с сеткой. В отличие от обычных воздухоотводчиков, сепаратор сам отбирает воздух из воды. Проходя через сетку теплоноситель завихряется, благодаря чему и образуются пузырьки воздуха. В итоге они поднимаются наверх, и газы удаляются через воздухоотводчик. Помимо воздуха сепаратор отделяет песок, ржавчину и другие примеси. Удаляют шлам через сливной кран, расположенный снаружи на дне корпуса.

Профилактика

Чтобы не было проблем с воздушными пробками, необходимо установить воздухоотводчики у каждой группы отопительных элементов. Так, например, для удаления воздуха из котла автоматический клапан для вывода газов монтируется прямо на нём. Так же им оснащаются все коллекторы. На радиаторах с торца устанавливаются краны Маевского.

Если после выпуска воздуха, радиаторы всё равно плохо нагреваются, следует полностью слить теплоноситель. Так как возможно, что в сети слишком много грязи, а она значительно снижает циркуляцию жидкости в батареях.


Спускаем воздух с системы отопления. Как удалить воздушную пробку?

Отопительная система в частных коттеджах и многоквартирных домах включает в себя трубы и радиаторные батареи, подверженные в процессе эксплуатации естественному завоздушиванию. Попадающие в конструкцию воздушные массы образуют пробку, что затрудняет или полностью останавливает перемещение теплоносителя в трубах. Результатом подобной ситуации становится отсутствие прогрева воздуха в помещениях до необходимых температурных показателей. Существует несколько способов спустить воздух с системы отопления. Давайте разберемся в вопросах удаления воздушных пробок

Причины завоздушивания системы

Существует несколько достаточно распространённых причин, провоцирующих появление воздушной пробки внутри отопительных конструкций:

  • разгерметизация, произошедшая в процессе осуществления планово-предупредительных или ремонтных работ;
  • неправильная промывка или опрессовка системы с последующим заполнением водяного контура штатным теплоносителем;
  • локальное нарушение целостности трубопроводов и радиаторных батарей под негативным внешним воздействием или в результате ошибок обслуживания и эксплуатации;
  • в частных домовладениях – отсутствие в смонтированной системе достаточного трубного уклона и расширительного бачка;
  • пониженный уровень давления в водопроводе, заполнение образовавшихся пустот воздухом;
  • неисправное состояние воздухозаборных элементов;
  • подсоединение к отопительной конструкции системы «тёплый пол» с разными по высоте трубами;
  • всасывание воздуха через негерметичные шовные соединения и участки стыков;
  • низкое качество теплоносителя, перенасыщенность его газами;
  • восполнение объёма теплового носителя путём добавления холодной водопроводной воды.

Одна из наиболее часто встречающихся проблем – наличие ошибок и погрешностей на этапе создания проектной документации или монтажа трубной разводки.

Варианты удаления воздуха с отопления

Оптимальным способом спуска воздуха станет монтирование в отопительную систему ручных (механических) или автоматических воздухоотводчиков. Первый (локальный) вариант заключается в установке кранов Маевского на торцах всех радиаторов.

Второй способ – это вертикальный или горизонтальный монтаж высокопроизводительных отводчиков воздуха, дополненных фильтрами на подачу воды и «обратку». Максимальную эффективность обезвоздушивания показывает многоступенчатая система с раздельным сбросом воздуха в разных точках.

Кран Маевского

Запорная арматура игольчатого типа СТД-7073В изготавливается из разных материалов. Латунные изделия не подвергаются коррозии, надёжны и долговечны. В вертикальных системах запорная арматура монтируется на все приборах верхнего этажа, а в горизонтальных – на все радиаторные батареи.

Правила выполнения работ:

  • установить краны;
  • открыть запорную арматуру на один оборот;
  • закрыть кран после появления воды.

Запорная арматура должна быть присоединена в верхней части радиатора, напротив входа горячего водоснабжения. Отверстие фасонной детали располагается по направлению от стены, с небольшим наклоном вниз. Относительно простой способ спуска воздуха с отопления.

Автоматические отводчики

Особенность автоматических воздушных клапанов заключается в разных видах исполнения: угловые, прямые и радиаторные. Удаление воздушной пробки осуществляется посредством наивысших точек в трубопроводной сети. Угловые и радиаторные конструкции монтируются в труднодоступных местах.

Сепараторы воздуха

Устройство отведения воздуха из трубопроводной сети используется в верхней части системы отопительного контура и обеспечивает сбор воды, обогащённой частицами воздуха. Весь растворённый воздух трансформируется в пузыри, после чего полностью и удаляется. Выбор модели зависит от конструктивных характеристик сети, температурного режима теплового носителя, расположения трубопровода и других технических параметров.

Многоступенчатая система

Комбинация нескольких видов устройств в одной схеме обеспечивает максимально эффективный спуск воздуха с отопительной системы.

Правила установки разных устройств:

  • запорная аппаратура Маевского – на радиаторных батареях;
  • автоматический воздухоотводчик – рядом с обогревательным оборудованием, в высшей точки системы отопления;
  • воздухоотводные устройства иного типа – на коллекторах.

Монтаж конкретных видов воздухоотводных изделий в разных установочных местах гарантирует минимальный риск образования скоплений пузырьков воздуха и пробок внутри трубных систем или радиаторных батарей.

Нагрев теплоносителя

Иногда, с целью удаления воздушной пробки с отопительной сети применяется естественный способ удаления избыточного количества воздуха довольно сильным прогревом среды. Температурный режим теплового носителя в этом случае повышается до 95-100 о С, что ускоряет его движение по трубопроводной конструкции и устраняет скопившиеся пробки. Вариант не отличается высокой эффективностью и используется в качестве экстренной меры.

Спуск воздуха с радиатора

На современных конструкциях обезвоздушивание производится через запорную арматуру игольчатого типа СТД-7073В. Старые батареи освобождают от пробки через обычную заглушку, посредством газового ключа, растворителя или преобразователя ржавчины, фум-ленты.

Поэтапное выполнение работ:

  • установить под батарейной секцией с заглушкой пустую ёмкость достаточного объёма;
  • обмотать ветошью часть радиатора вокруг заглушки для снижения напора воды;
  • обработать стыки радиатора и заглушки растворителем ржавчины (при необходимости);
  • осторожно открутить заглушку при помощи газового ключа.

В процессе проворачивания резьбы заглушки нужно прислушиваться к звуку выходящего воздуха. Из батареи при таком варианте спуска воздуха выливается примерно 4-5 л воды, после чего на место устанавливается заглушка, обмотанная сантехнической лентой. Целесообразно заменить стандартную заглушку автоматическим отводчиком или краном Маевского.

Спуск через расширительный бак

В домовладениях с индивидуальной системой отопления устанавливаются расширительные баки закрытого и открытого типа. В открытых конструкциях естественным способом опускается уровень воды или иного теплового носителя.

Долив системы целесообразно осуществлять через нижний вентиль радиатора, но допускается заливать теплоноситель непосредственно в бак. Запущенной системе нужно дать поработать несколько минут, что позволит вытолкнуть пробку. В противном случае применяется стандартный слив через радиатор.

Спуск воздуха с насоса

Если в отопительном контуре есть вмонтированный циркуляционный насос, то воздушная пробка, как правило, нарушает его функционирование. При установке насосного оборудования выше гребёнки, либо использовании только штатного агрегата (котла отопления), нужно ослабить винт, расположенный в центральной части крышки. В результате весь скопившийся воздух выйдет наружу. После стравливания воздуха циркуляционный насос нужно включить на 5-10 минут для прокачки трубопроводной сети.

Как спустить воздух в квартире

Сброс избыточного воздуха в системах отопления многоквартирных домов осуществляется по стандартной схеме.

При нижнем розливе:

  • запуск элеватора на сброс;
  • использование запорной арматуры;
  • перепускание стояка на сброс.

В многоквартирных домах с верхним розливом производится открытие специализированного «сбросника» на расширительном баке при выдвинутом штоке.

Признаки наличия воздуха в отоплении

Неправильное функционирование и снижение эффективности отопительной системы вследствие её завоздушивания сопровождается характерными признаками:

  • слишком шумным перемещением теплоносителя по трубам и радиаторам;
  • вибрацией конструкций, ослабеванием соединений и разрушением сварных швов;
  • нарушением циркуляции теплоносителя;
  • неравномерный прогрев батареи в разных частях;
  • ощутимым увеличением расхода используемых топливных ресурсов.

Скопившиеся внутри металлических конструкций воздушные массы провоцируют постепенные коррозийные изменения, что является причиной разрушения системы и её преждевременного выхода из строя. Нужно как можно скорее избавиться от воздушных пробок.

Профилактические меры

К числу наиболее эффективных и доступных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение завоздушивания сети, относится:

  • соблюдение правил монтажа всех элементов конструкции и комплектующих;
  • установка специальных устройств, отводящих воздух в ручном или автоматическом режиме;
  • регулярная ревизия герметичности стыков и участков соединений;
  • спуск воздуха до заполнения водой системы отопления;
  • контроль работы водогрейного оборудования;
  • проверка характеристик теплового носителя на соответствие требованиям;
  • контроль показаний манометра и давления в трубопроводах;
  • систематический визуальный осмотр трубопроводов и радиаторных батарей.

Настоятельно рекомендуется в процессе эксплуатации и обслуживания периодически выполнять штатное удаление воздушных пробок.

Читайте также:  Печь из металла своими руками для гаража

Развоздушивание труб и сброс воздуха из систем отопления

Когда появляются воздушные пробки, необходим сброс воздуха из системы отопления: нарушение циркуляции теплоносителя приводит к тому, что в батареях появится шум, трубы станут холодными, начнёт образовываться коррозия на металлических элементах. С проблемой завоздушенности труб сталкиваются жители многоквартирного и частного дома с началом отопительного сезона.

Причины завоздушенности

С наступлением холодов начинают подавать отопление, но возникновение воздушной пробки мешает полноценному теплообмену. Причин образования воздуха в трубопроводах может быть несколько:

  1. Неправильное заполнение системы. Вода в трубы должна поступать медленно с одновременным спуском воздуха из отопления.
  2. Поломка воздухозаборного механизма.
  3. Утечка теплоносителя. При разгерметизации стыков трубопровода возможна малозаметная протечка, при которой испаряется горячая вода и засасывается воздух.
  4. Низкое давление. Приводит к тому, что снижается уровень воды, а пустоты заполняются воздухом.
  5. Быстрый нагрев системы. Из воды образуются пузырьки воздуха, которые, поднимаясь, создают пробку в верхней части батареи.
  6. Ремонтные работы. При монтаже попадает воздух.

Причиной неполноценного функционирования может стать подключение водяного теплого пола к системе отопления. Ведь трубы его расположены на разной высоте, что приводит к завоздушиванию.

В этом видео вы узнаете, что несет в себе воздушная пробка:

Методы удаления пробок

Для того чтобы продавить и удалить воздушную пробку из системы отопления, существует несколько способов. Но прежде чем устранить воздушное препятствие, необходимо знать, какая циркуляция присутствует в теплоносителе — естественная или принудительная.

В системе с верхней разводкой трубы (естественная циркуляция) появившуюся пробку можно выпустить из системы с помощью расширительного бочка, который расположен на самом верху теплообменника. Подача воздуха должна происходить с подъемом к расширительному баку. Если же труба имеет нижнюю разводку, то процесс развоздушивания происходит так же, как в системе, снабженной циркуляционным насосом.

Если в жилом помещении стоит принудительный режим циркуляции, то сверху теплоносителя необходимо установить воздухосборник. Для избавления от воздуха трубопровод прокладывается с подъемом по курсу движения воды в теплообменнике, а пузырьки, поднимающиеся по трубопроводу, удаляются через специальные краны, которые расположены в верху батареи.

Необходимо отметить, что трубопровод прокладывается обязательно с наклоном по направлению слива. Делается это для того, чтобы при необходимости ремонта жидкость быстро стекала из батарей.

Кран Маевского

Краны Маевского делятся на ручные и автоматические. Ручные краны предназначены для того, чтобы выгнать воздух из системы отопления. Выглядит механизм как металлическое устройство небольшого размера, внутри которого расположен игольчатый клапан.

Кран Маевского сможет вам помочь со сбросом воздуха

После установки механизма в верхний патрубок стравливание воздуха происходит после полуоборота откидной гайки. Избавиться от пробки с помощью крана можно по схеме:

  1. Необходимо заполнить систему водой. Кран должен быть закрыт.
  2. Когда уровень теплоносителя дойдет до максимума, его подача прекращается.
  3. После этого необходимо установить в механизме зазор ограничителя и открыть кран.
  4. Одновременно с открытием устройства нужно возобновить подачу воды.

Теплоноситель должен поступать в трубы до тех пор, пока из всех установленных механизмов не начнет выходить жидкость.

На автоматические краны Маевского при эксплуатации необходимо установить седло на торец клапана совместно с обратной пружиной. Механизм предназначен для автоматического устранения препятствия в трубопроводе, когда повышается давление. Перед эксплуатацией необходимо знать специфику работы автоматического механизма:

  1. Чтобы убрать пробку давления, на кране должно быть установлено значение от 5 до 10%.
  2. Если долго не пользоваться устройством, оно покрывается известковым налетом, что в последующем затрудняет его открытие. Поэтому кран лучше всего открывать вручную один раз в два месяца.
  3. Чтобы предотвратить попадание жидкости, должен быть предусмотрен патрубок, который сольет избыточную воду в канализацию.

При выборе крана нужно учитывать особенности отопления: если в трубопроводе происходят частые скачки давления, то на батареи лучше всего поставить ручные механизмы.

Кроме того, необходимо обращать внимание на материал устройства. Как правило, модель из латуни способна во время прокачки труб выдержать максимальное давление и температуру.

Воздухоотвод для отопления

Когда необходимо вывести воздух не из самого радиатора, а из труб, для такого вида развоздушивания на определенном участке устанавливается воздухоотводчик. Конструкция похожа на кран Маевского. Но отличие состоит в том, что воздухоотвод нужен тогда, когда необходимо стравить гораздо большее количество воздуха.

Чтобы развоздушить систему отопления, необходимо правильно установить воздухоотводчик:

  • на каждой гребенке, если дело касается коллекторного отопления;
  • на верху магистрали;
  • перед каждым узлом разветвления, если разводка тройная.

После того как прибор установлен, нужно выставить значение давления, при котором механизм будет срабатывать. Прежде чем прогнать отопление в трубы, запускают теплоноситель до того времени, пока не сработает устройство на обратной магистрали.

Прежде чем спустить систему отопления, необходимо уменьшить температуру воды до минимума. Это приведет к уменьшению объемов теплоносителя, что позволит эффективно вытравить воздушную пробку из системы отопления.

Необходимо отметить, что воздухоотводы, в отличие от крана Маевского, способны произвести развоздушивание любых сложностей. Но параметры срабатывания не должны быть больше критического значения, иначе безопасность механизма и самой системы отопления может оказаться под угрозой.

Как выгнать воздух из системы отопления

В оздух злейший враг гидравлических систем. Попадая в жидкость, он препятствует нормальной работе, а иногда и полностью выводит систему из строя. Не является в этом исключением и система отопления. Вот о том, как выгнать воздух из системы отопления, мы и поговорим в этой статье.

Как выгнать воздух из системы отопления

Думаю, что многие из вас не раз встречались с тем, что какая-то батарея в доме нагреваются хуже, чем остальные или вообще холодная. В моей квартире, такое явление часто происходит с полотенцесушителем, если в нашем стояке, кто-то проводил ремонтные работы. Причина этого явления в том, что в системе отопления появился воздух. Обычно он скапливается в самой верхней точке отопительного прибора, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его там скапливается слишком много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. В этом случае, специалисты говорят, что в системе отопления образовалась воздушная пробка или система завоздушилась.

Чтобы восстановить работоспособность системы отопления необходимо из системы отопления выгнать воздух. Для этого существует несколько способов.

Как выгнать воздух из системы центрального отопления

В системах централизованного отопления на крайних радиаторах стояка устанавливают спусковой кран. На практике это обычный вентильный кран. После того, как система отопления заполнена теплоносителем, кран открывают и держат открытым до тех пор, пока из него не пойдет струя воды без воздушных пузырей. В случае многоэтажных домов, во время запуска системы отопления, сначала открывают воздухосбросники на стояках, а остатки воздуха выводятся из радиаторов непосредственно в квартирах.

Как выгнать воздух из системы отопления частного дома

В системе отопления частного дома или после замены радиаторов в квартире, для удаления воздуха ставят специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся воздушные клапаны на каждый радиатор или в самой высокой точке системы отопления.

Наличие воздуха в системе отопления способствует быстрому корродированию металла батарей, что в дальнейшем приводит к их разгерметизации.

Причины появления воздуха в системе отопления

Появление воздуха в системе отопления может происходить по разным причинам. Если это разовая проблема, то можно удалить его и больше не заниматься поисками причин. Если завоздушивание происходит неоднократно за сезон, то стоит поискать причину.

Ремонт системы отопления

Ремонт или модернизация системы отопления может привести к завоздушиванию. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. От этого ни куда, не денешься.

Заполнение системы отопления теплоносителем

Заполнение системы теплоносителем требует определенной аккуратности. Если вода в систему отопления заливается медленно, то воздуха остается немного, так как большая его часть вытесняется. Здесь тоже ни чего сделать нельзя.

Разгерметизация системы отопления

Обычно происходит разгерметизация стыков и сварных швов, через которые в систему отопления начинает поступать воздух. Этот дефект требует срочного устранения, так как в этом случае завоздушивание будет происходить постоянно. В системах отопления частных домов данное явление сопровождается падением давления.

Наиболее вероятным местом, где надо искать место разгерметизации, это соединения труб и радиаторов. Как правило искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Как вариант, в негерметичном месте может появиться ржавчина, в следствие появления влаги. Но если внешне все выглядит нормально, а воздух все время попадает в систему отопления, придется воспользоваться мыльной пеной. Ею обмазывают соединения и сварные стыки труб и наблюдают, появятся ли пузыри воздуха. Если негерметичные соединения выявляются их необходимо подтянуть или вообще провести ремонт данного соединения.

Работоспособность клапанов

Если в системе отопления вашего дома уже стоят клапана для сброса воздуха, и все равно в ней начали появляться воздушные пробки, необходимо проверить исправность этих клапанов, а также герметичность их соединений.

Появление воздуха в системе отопления также может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется поменять мембрану. Определить это можно, по воздушному ниппелю расширительного бака. Если из него, при нажатии, пойдет теплоноситель, то мембрана негерметична.

Стоит помнить, что проверять систему отопления на завоздушенность необходимо, как минимум, каждый год при осеннем пуске отопления.

Приборы для вывода воздуха

Для отвода воздуха из системы отопления на радиаторах ставят специальные ручные и автоматические воздушные клапана.

Воздушный клапан Маевского

Это устройство предназначено для ручного удаления воздуха из отопительной системы. Устанавливается оно в свободный коллектор радиатора. В ассортименте этих устройств есть клапаны под разные диаметры и сечения коллекторов. Клапан Маевского представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. В это отверстие ввернут винт с наконечником конусообразной формы. Если винт вывернуть воздух выйдет из системы.

Вместо клапана Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он немного больше, но работает в автоматическом режиме.

Автоматический клапан сброса воздуха

Автоматический клапан сброса воздуха может устанавливаться как непосредственно на отопительные приборы, так и в других точках системы отопления. Отличаются они от клапана Маевского тем, что могут удалить воздух из системы отопления автоматически.

Автоматические клапаны бывают прямыми и угловыми. Они монтируются в наивысших точках системы отопления и присутствуют в группе безопасности. Также клапаны устанавливаются в проблемных местах, где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там может скапливаться воздух.

Недостаток автоматического клапана для сброса воздуха

Основной недостаток автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления в том, что отверстие для отвода воздуха часто засоряется. Когда это происходит воздух или не выходит, или клапан начинает пропускать жидкость. В этом случае его необходимо снять и прочистить.

Для того, чтобы можно было обслужить клапан без остановки системы отопления, его ставят в паре с обратным клапаном. При этом сначала монтируют обратный клапан, а уже на него воздушный. При таком монтаже автоматический клапан просто откручивают, а потом ставят на место.

Как выгнать воздух из труб

Как показывает практика, не всегда воздушная пробка находится в доступном месте. При неправильном монтаже, воздух может скапливаться и в трубах. Удалять его оттуда достаточно трудно.

Сначала необходимо определить местоположение пробки. В этом месте труба холоднее. Если температура везде одинаковая, можно найти пробку по звуку, постукивая по трубам. Там, где скопился воздух звук будет более звонким.

Если вам повезло, остается только удалить воздушную пробку. В системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру или давление. Далее необходимо открыть ближайший клапан, расположенный по ходу движения теплоносителя и заливной кран. В систему начнет поступать вода, которая вынуждает пробку двигаться. Когда воздух дойдет до клапана, ему ничего не останется как выйти наружу.

Но не всегда все проходит так гладко. Иногда приходится одновременно поднимать и температуру, и давление. При этом, эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их слишком опасно. Если и после этого пробка не вышла, можно попытаться одновременно открыть спускной кран, предназначенный для слива системы, и подпиточный.

Если проблема с завоздушиванием возникает постоянно в одном месте, то налицо ошибка в проектировании или разводке системы отопления. Придется установить в проблемном месте клапан для отвода воздуха. Также в магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик.

Рассматривая тему как выгнать воздух из системы отопления, я убедился, что при должной подготовке и навыках, эта задача посильна многим владельцам частных домов.В следующей статье я расскажу о задачах теплозащиты дома.

Ссылка на основную публикацию