Печь в гараж на отработке своими руками

Пошаговая инструкция создания печи на отработке в гараж своими руками

Автомобилисты, в силу некоторых причин, иногда проводят в гараже не по часу-два, а гораздо больше. Это работы, связанные с обслуживанием автомобиля, ремонт, завозка и сортировка домашней консервации, другие трудоемкие операции. Находиться в неотапливаемом помещении, в том числе зимой, не слишком приятно и полезно для здоровья. Выходом из сложившегося положения станет устройство печи на отработанном масле в гараже.

Плюсы и минусы использования печки на отработке в гараже

Интерес автолюбителей к системам обогрева для гаражей не случаен. Даже смена резины с летней на зимнюю и наоборот требует времени. А возиться с обувкой машины в холодном, как погреб, помещении не хочется. Сразу же возникает идея установить обогреватель. А лучше – печь – недорогую, экономичную и с достойным КПД.

  • использует отходы, которые не стоят ничего;
  • быстро нагревает помещение, гараж;
  • проста в обслуживании, неприхотлива;
  • не создает токсичных выбросов в атмосферу;
  • безопасна;
  • помогает утилизировать масло, которое скапливается у частников, в сервисах;
  • универсальна – подходит для домиков, саун, гаражей.

Пожалуй, стоит разбавить этот бочонок меда ложкой дегтя – речь идет о недостатках печки. Это склонность к самовозгоранию при проливах масла, ограничение на использование (нельзя оставлять печь горящей без присмотра), запрет на установку в пожароопасных помещениях. Впрочем, достоинств у нее все-таки больше.

Ниже приведены приблизительные характеристики масляной печи для гаража:

  • длина дымохода – (минимум) 4 метра;
  • диаметр вытяжной трубы – 100 миллиметров;
  • габариты (высота, ширина, глубина) – 700х300х500 миллиметров;
  • масса без топлива – около 30 килограмм.

Принцип работы

Работа печи основана на сгорании в закрытой емкости паров моторного масла. Продукт не просто наидешевейший, а бросовый. Чаще всего отработанное масло и его утилизация – это предмет головной боли для СТО, владельцев гаражей. Ведь выливать отработку в грунт, бытовую канализацию категорически нельзя. А здесь «вредное» масло заливается в печку, и служит на пользу человеку.

Конструкция самой распространенной модификации, из металла, состоит из цилиндрических баков, нижнего и верхнего, короткого переходного отсека и дымохода. Проще и представить сложно. Сначала происходит разогрев топлива в первом баке: масло закипает, начинает испаряться, газообразный продукт переходит в следующий отсек (короткую трубу). Здесь масляные пары смешиваются с кислородом, интенсивно воспламеняются и полностью сгорают в последнем, верхнем резервуаре. А уже оттуда выхлопные газы по дымоходу выбрасываются в атмосферу.

По желанию обогреватель дополняют лотком для долива масла. От хозяина требуется немного: заполнить бак отработкой, поджечь и следить за нормальной работой топки.

Расход топлива и экономическая целесообразность

По утверждению опытных «печников», такая топка сохраняет работоспособность при заправке 1 литром отработки. Фактические данные выглядят так: номинальное значение – 0,5 литра, максимальное – 2 литра в час. Комментарии излишни – конкурентов у печи по экономичности, дешевизне обслуживания нет.

Затраты на изготовление или приобретение готовой установки окупятся быстро. А выгода налицо: топливо достается даром, коэффициент полезного действия у такой «смешной» печки несоизмеримо серьезный – 0,75.

Варианты конструкций

На основе базовой разработаны и успешно используются конструкции печек нескольких видов. Каждый из них наделен достоинствами и недостатками, оправдывает свое применение в конкретной ситуации. Это варианты с наддувом, водяной рубашкой, на комбинированном топливе и другие.

Печь на отработке с водяным контуром

Добавление дополнительного теплообменника, водяного контура увеличивает эффективность печи. Трубы располагаются в зоне верхнего бака. Далее вода может поступать в радиатор самотеком или прокачиваться по системе отопления.

Дровяная

Печь на дровах – это классика. Ее главный недостаток заключается в низкой эффективности. Если немного доработать конструкцию, добавить ребра снаружи, для рассеивания тепла, или встроить внутри лабиринт (двухходовая печь), то КПД удается, хоть немного, но повысить.

Кирпичная печка

Кирпич относится к материалам с хорошей теплопроводностью. Поэтому из него и дома строили, и печи клали. Проблема устройства полезной кирпичной «буржуйки» заключается в необходимости наличия свободного пространства, которого в гараже обычно не так много. И любителям за кладку лучше не браться: есть все шансы безнадежно испортить дело.

Паровая

Паровой агрегат «работает» с самыми высокими температурами, ведь чтобы довести воду до парообразного состояния, в топке должно быть очень горячо. Считается бюджетным вариантом печи для гаража, но требует установки котла, узла турбонаддува и охладителя.

Ракетная

Она же реактивная, печь получила свое название из-за характерного выхлопа пламени и звука горения. Секрет конструкции в особом расположении труб: огонь из топки, расположенной горизонтально, устремляется в вертикальный (иногда наклонный) дымоход.

Металлическая

Печь из металла в гараже относится к самым распространенным. Ее можно создать буквально из того, что есть под рукой: старый газовый баллон, обрезки труб, листового металла. При грамотном изготовлении такая печь прослужит долго.

Компактные модели печей на отработанном масле

Как и в других ситуациях, встречаются различные конструкции печей – от малюток, которые переносятся в руках, до гигантов, устанавливаемых стационарно. Компактные модели отличаются хорошим КПД, быстро монтируются, неприхотливы в обслуживании. Но нуждаются в регулярной чистке (как и другие печи).

Печь на отработке: чертежи и схемы

Практические примеры самодельных печей легко отыскать в сети. В простейшем варианте это 2 цилиндрических бака одинакового диаметра (верхний и нижний), соединенные переходником, дожигателем с перфорацией (отрезок трубы). Чтобы изготовить такую печь, не понадобятся сложные расчеты. Достаточно будет эскиза и четкого представления, как это должно выглядеть в натуре. Единственное серьезное требование – длина дымохода – не менее 4 метров.

Необходимые инструменты и материалы для изготовления агрегата

Для самодельной печи понадобятся: электроинструмент (угловая шлифмашина, дрель), сварочный трансформатор, струбцины. Из материалов будут нужны листовой металл, обрезки трубы. Если найти подходящую емкость (бочку, газовый баллон), а потом аккуратно вырезать из нее 2 кольцевых фрагмента, то получатся заготовки для баков. Останется дополнить их крышками, обварить и соединить между собой.

Пошаговая технология изготовления печи своими руками

Начинают с выбора материала. Предпочтение отдается не ржавому, а в нормальном состоянии металлу, без дефектов, раковин и трещин. Алгоритм дальнейших действий такой:

  1. Вырезают заготовки для баков печи. Они подобны, только отличаются крышками. У нижнего днище сплошное, из верхнего торца выходит патрубок. У другого, соответственно, внизу по центру вваривается дожигатель, вверху – выход дымохода (со смещением от центра).
  2. Выбирают отрезок трубы для дожигателя. В стенках высверливаются отверстия для забора воздуха.
  3. Собираются баки. У нижнего днище сплошное, это важно не перепутать. В верхний бак внизу вваривается труба дожигателя, вверху – патрубок для дымохода печи. В нижнем предусматривается заслонка, как в обычной буржуйке (можно сделать потом).
  4. Швы проверяют на качество, оббивают шлак и зачищают. Остывшая печь готова к испытаниям.

Устанавливаем и тестируем устройство

Печь устанавливается в пожаробезопасном месте, не на деревянный (линолеумный) пол. Желательно предусмотреть в гараже емкость с песком на случай возгорания. Сквозняки, монтаж в стесненных условиях (под навесными полками, стеллажами) исключены. Заливают в нижний бак масло. Желательно очистить его перед использованием, дать отстояться.

Дымоход должен быть установлен обязательно, в противном случае печкой в гараже пользоваться нельзя. В масле не допускаются примеси воды. Сначала заливают небольшую порцию, пару литров. Затем, с помощью фитиля из бумаги, поджигают масло в баке. Открывая или закрывая заслонку, добиваются стабильной тяги. Через 2-3 минуты печка выходит в рабочий режим, масло закипает. Агрегат готов к использованию.


workgroup › Блог › Печь для гаража на отработанном масле

Моё мнение
печь предназначается для отопления гаража. Работает она на отработанном масле от авто. Я даже не ожидал от неё такого КПД! Расход масла- менее 1 литра в час. Были использованы некоторые доработки конструкции для более удобного использования
1.Добавлена ёмкость для долива масла на “ходу”, раньше приходилось глушить, заливать и по новой разжигать
появилась возможность контроля уровня масла в баке
2.На нижнем баке добавлено уплотпяющее кольцо так как раньше была проблема печь заглушить из за подсоса воздуха

Применение
На мой взгляд печь можно применять
1 в гаражах
2 в садовых домиках
2 с некоторой доработкой для бань и саун
4 и т д
Параметры обогревателя на отработке:

Размеры – 70 х 50 х 35 см (без дымохода);

Диаметр вытяжной трубы — не менее 105 мм;

Расход масла: 0,5 – 1,5 л/час;

Какие ВЫГОДЫ Вы получаете с обогревателем?

Не коптит ни внутри (в помещении), ни снаружи (из вытяжной трубы). Стало быть, такую печку Вы можете эксплуатировать и в центре населенного пункта и на даче, не подвергая загрязнению окружающую среду. При этом утилизируя грязную отработку соседских гаражей и СТО.

Топливо бесплатное или самое дешевое. Его ведь сливают хотя бы один раз в сезон с каждого! автомобиля, трактора, автобуса, трансформатора. Можно договориться о поставке грязной отработки в любом кооперативном гараже, в автотранспортном предприятии, на СТО, у соседей по гаражу. Отработка любой грязности (неочищенная).

Теплоотдача аналогична электрообогревателю в 12-15 кВт/час.

Простоту в эксплуатации

Наливай, регулируй мощность и грейся.

Принцип работы – горение паров кипящего масла. Нет форсунки и капельницы! Это особенно удобно при хранении топлива на морозе — нет проблем с закупоркой канала, подводящего топливо. Вся регулировка происходит крышкой над заливочным отверстием. Мощность горения Вы можете уменьшить от еле теплой конструкции печки до раскаленной до красна (800-900 град С).

Простая и надежная конструкция. НЕ чему ломаться.

Отсутствие форсунки и капельницы позволяет эксплуатировать печку при любых температурах воздуха, а толщина металла нагревающихся частей печки обеспечит долговременную работоспособность теплушки.

Легко демонтировать и перевезти в багажнике легкового авто. Например из гаража на дачу и обратно. Поскольку вес печки составляет около 25 кг, а ее габаритные размеры: 70х35х40см, Вы легко сможете уложить ее в багажник любого автомобиля. А поскольку монтаж (установка составной вытяжной трубы) и демонтаж (съем оной) занимает всего несколько минут, Вы можете легко и быстро проделывать эту процедуру сколь угодно часто. При этом пользуясь одной и той же печкой в гараже и на даче. (Я так и поступаю).

Не зависит от погоды и электричества.

И в самом деле. Разжечь и пользоваться печкой Вы сможете хоть среди поля 🙂 При этом, кроме тепла вокруг себя, она одарит Вас еще и светом горящего внутри нее огня, который здорово освещает все вокруг через отверстия в соединительной трубе.

“Четыре в Одном”: обогреть (помещение), приготовить (еду), согреть воды и даже осветить (лампа Аладдина 🙂

Нет открытого огня

Пламя внутри конструкции. С точки зрения пожаробезопасности, теплушка менее опасна, чем обычная кухонная газовая печь:

— во-первых, отработка сама не горит (горят лишь ее пары)

— во вторых, огонь гудит внутри печки и наружу не вырывается.

Возможность подключить еще и водяное отопление.

Установив на верхнюю поверхность печки бак с водой и сделав в верхней части его вывод в систему водяного отопления, а “обратку” (остывшую в системе воду), через другую трубу вернуть в тот же бак, Вы получите регулируемую систему водяного отопления на топливе, гораздо дешевле газа или электричества.

полная инструкция по применению, эксплуатации, розжигу, техобслуживанию .и тд
Печь прямого нагрева воздуха является прибором, предназначенным для отопления помещений с использованием в качестве топлива моторных, индустриальных, трансмиссионных масел, отработавших свой ресурс.
Печь соответствует классу простейших приборов, не требующих особого ухода и обслуживания. Профилактическое обслуживание производится владельцем печи.
Конструкция печи позволяет:
— регулировать расход топлива;
— регулировать степень нагрева воздуха в помещении;
— использовать для отопления доступные типы топлива (масло отработанное нефтяное и т.п.);
— утилизировать, не подлежащие регенерации нефтепродукты тяжелых углеводородных фракций.
Конструкция печи позволяет использовать верхнюю часть изделия в качестве нагревательного элемента для приготовления пищи, нагрева воды и т.п.
Применение в качестве топлива отработанных масел позволит снизить стоимость отопления помещения и уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду использованными маслами непригодными к использованию.
Процесс горения проходит в оптимальном режиме с наименьшими выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.
Технические данные печи.
Печь предназначена для работы в пожаробезопасном помещении для нагрева окружающего воздуха помещения, где установлена печь.
Печь предназначена для работы на топливе, близкого по своему составу к моторному маслу (масло моторное, индустриальное, трансмиссионное, трансформаторное, печное топливо, мазут, керосин, допустимо дизтопливо).
При использовании отработанного моторного масла типа МГ-10, работа печи характеризуется следующими показателями:
— расход топлива
максимальный 2,0 л/ч;
номинальный 0,5 л/ч.
— коэффициент полезного действия 75%;
— минимальная высота дымохода 4 м;
(расстояние от верхнего края вытяжной трубы до уровня земли)
— диаметр дымохода 102 мм;
— габаритные размеры печи:
высота 700 мм
ширина 300 мм
глубина 500 мм
— масса печи 28 кг.
Применяемое топливо
Топливо, разрешенное к применению, определено как — отработанное моторное масло. Возможно использовать нефтепродукты тяжелых углеводородных фракций (все виды нефтяных масел, соляровое масло, печное топливо, мазут и т.п.).
Запрещается применять в качестве топлива легковоспламеняющиеся вещества такие как: бензин, растворители, ацетон и т.п.
Эксплуатация печи на топливе не соответствующее категории “масло” запрещена.
Место установки печи.
Запрещается монтировать печь в продуваемых сильным ветром местах.
Запрещается монтировать печь под полкой или в подобных местах, где не исключена возможность падения предметов на печь и возникновения пожара.
Запрещается монтировать печь у занавесок и других легко воспламеняемых предметов во избежании пожара.
Печь рекомендуется монтировать так, чтобы пространство вокруг печи на расстоянии не менее 0,5 оставалось свободным.
В помещении с печью не рекомендуется проводить работы с применением легко воспламеняемых веществ.
Основные требования по технике безопасности.
Во избежание несчастных случаев и выхода из строя печи запрещается:
— использовать в качестве топлива иные виды топлива, не предназначенные для данной конструкции печи;
— эксплуатировать печь без дымохода или с дымоходом, имеющим дефекты;
— эксплуатировать печь с неправильно установленным дымоходом;
— оставлять на длительный срок работающую печь без надзора;
— пользоваться печью детям и лицам, не знакомым с настоящими правилами пользования;
— поливать печь водой для ее охлаждения;
— закрывать отверстия в вертикальной трубке-горелке;
— прекращать работу печи иными средствами, не оговоренными в данной инструкции (за исключением экстренного применения углекислотного огнетушителя).
При обнаружении ненормальной работы печи необходимо, погасить печь, и до устранения неисправности печью не пользоваться.
При использовании в качестве топлива запрещенных видов топлива, возможно возгорание емкости для топлива, а также возгорание паров топлива на всем протяжении дымохода с последующим взрывом.
Внимание: Применяемое масло не должно содержать воду. В противном случае возможно закипание воды совместно с маслом, вытеканием его из емкости печи и последующим воспламенением. РЕЗЕРВУАРЫ С МАСЛОМ ХРАНИТЬ В ПОМЕЩЕНИИ, ИСКЛЮЧАЯ ПОПАДАНИЕ ВОДЫ.
Устройство печи.
Печь изготовлена из листовой стали, окрашенной жаропрочной краской или не окрашена. Элементы печи представляют собой единую конструкцию, разборную в нижней части для профилактического обслуживания.
Печь состоит из нижней части — резервуара для топлива, средней части — горелки, обогащающей пары топлива кислородом и верхней части — нагреваемого модуля.
С лицевой стороны, в нижней части печи расположено отверстие для заливки топлива и для регулировки режима горения, сверху печи размещен газоотводящий патрубок, предназначенный для отвода в дымоход продуктов сгорания. Принцип работы печи: верхний слой топлива (масла), залитого в нижний резервуар, через 5 минут работы печи закипает, и его пары начинают поступать в переходной отсек — горелку. В горелке происходит обогащение кислородом паров кипящего масла для оптимального сгорания. Продукты сгорания попадают в верхний модуль, а затем по дымоходу попадают в атмосферу. Верхний модуль имеет самую высокую температуру во всей конструкции печи.
Предупреждение пожара
Запрещается оставлять около печи легкосгораемые вещи во избежание пожара. Запрещается также проводить работы с летучими легковоспламеняющимися веществами около печи.
Категорически запрещается уходить на длительное время из помещения или ложиться спать при горящей печи. Перед уходом из помещения необходимо также убедиться в том, что печь погашена.
Рекомендуется рядом с печью расположить огнетушитель.
Для тушения возгорания проливов масла и при необходимости экстренно погасить печь применяется песок.
Предупреждение ожога
Во время работы печи ее корпус нагревается до высокой температуры и может раскаляться докрасна, что необходимо учитывать при заливке масса в горящую печь, при регулировке режима горения, а также при нахождении на близком расстоянии от источника тепла. Следует учитывать, что особо высокую температуру имеют верхний барабан печи и начальный участок дымоходной трубы.
Вентиляция
При работе печи необходимо обеспечивать хорошую вентиляцию помещения.
Вентиляционные отверстия (места забора или выброса воздуха) помещения должны быть открытыми без загромождающих предметов. Длительная работа печи в закрытом помещении может приводить к отравлению окисью углерода вследствие уменьшения концентрации кислорода, в воздухе и неполного сгорания топлива в печи.
Текущий осмотр и уход за печью
Необходимо регулярно проводить осмотр и уход за печью. Порядок осмотра и ухода рассматривается в отдельном разделе настоящей инструкции.
При возникновении сомнения в исправном состоянии печи не следует включать его в работу.
Длительное отключение от работы
При длительном перерыве в работе печи рекомендуется слить топливо (масло) и очистить емкость от мусора, закрыть дымоход для исключения попадания посторонних предметов в печь, а также накрыть печь от попадания пыли через отверстия горелки.
ПРАВИЛА МОНТАЖА ПЕЧИ
Установка печи
Печь рекомендуется установить так, чтобы отверстие для заливки топлива и регулировки режима горения находилось с лицевой стороны. Печь устанавливается на плоскую поверхность. Для печи обязательно предусматривают систему для отвода продуктов сгорания газа, идущую от аппарата за пределы здания. Систему отвода выполняют из труб .Внутренний диаметр трубы отвода должен быть не менее 100 мм.
Для трубы отвода продуктов сгорания рекомендуется применить несгораемые, жаростойкие материалы, такие как: окрашенная жесть, медь, нержавеющая сталь. Для более отдаленного от печи участка дымохода допускается оцинкованная и эмалированная сталь, а также асбоцементные и керамические трубы. Толщина стенки труб должна быть не менее 0,3 мм.
Дымоход устанавливается с верхней стороны печи. При установке предусмотреть возможность отсоединения печи от дымохода (для обслуживания).
Следует учитывать, что в дымоходе не должно быть горизонтальных участков. Допускается наклонное расположение дымохода в помещении с целью увеличения теплоотдачи. Конечный участок дымохода должен быть направлен строго вертикально, чтобы исключить задувание ветра в трубу. Минимальная высота дымохода — 4 метра. Рекомендуется 5-7 метров.
Розжиг печи
Перед розжигом печи рекомендуется осмотреть состояние дымоходов и печи в целом. Убедиться в отсутствии посторонних предметов на печи, а также в емкости для масла. Наличие воды в нижней емкости недопустимо.
После осмотра, залить через отверстие небольшое количество масла — 2-3 литра. Для быстрого розжига долить 50-100 грамм жидкости для розжига (керосин, дизтопливо, печное топливо или специальную жидкость). Изготовить из бумаги фитиль, смочить его в жидкости, используемой для розжига ими в масле. Поджечь фитиль и опустить через отверстие для залива топлива на дно емкости для масла. Прикрыть отверстие, оставив щель, размером около 1-2 см. Жидкость должна загореться. Регулировкой размера щели добиться стабильного горения. Через 2-5 минут масло закипает, печь нагревается и входит в рабочий режим. Примечание. Печь разжигается и без применения жидкости, но в этом случае на розжиг требуется большее количество времени и бумаги. Для розжига кроме бумаги допускается использование промасленной ветоши.
Эксплуатация печи
После розжига начинается эксплуатация печи, которая заключается в регулировке режима горения и периодическом пополнении емкости для топлива.
Для нормального режима горения допускается в нижнюю емкость наливать масло в количестве от 0,5 до 7 литров.
Рекомендуемый максимальный размер зазора отверстия, регулирующего режим горения составляет 1-1,5 см.
Соблюдение рекомендуемых значений гарантирует оптимальный режим эксплуатации печи, что сопровождается низкими концентрациями загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также низким сажеобразованием.
В том случае если появляется повышенное сажеобразование (копоть из трубы) следует прикрыть регулировочное отверстие. Для гашения печи следует рассчитать по расходу топлива время горения и прекратить подачу масла. Для экстренного тушения рекомендуется использовать углекислотный огнетушитель. Воду для тушения и охлаждения печи НЕ ПРИМЕНЯТЬ.
Заливка топлива
Конструкция печи разработана таким образом, чтобы обеспечить работоспособность изделие в любых условиях, а именно: отсутствие электричества, разнородность топлива, быстрый монтаж и демонтаж изделия. В связи с этим, заливка топлива производится через отверстие порционно. Для этого необходимо открыть отверстие и медленно долить топливо в нижнюю кастрюлю (не более 7 литров), затем снова прикрыть отверстие, оставив необходимый зазор.
При заливке топлива следует соблюдать осторожность:
— заливая неизвестное топливо, необходимо его проверить, залив малое количество;
— масло легче воды, поэтому на дне емкости возможно наличие воды, следовательно, заливая топливо, не выливать его со дна.
Обслуживание печиПри эксплуатации печи в нижней кастрюле и горелке образуется кокс (аналогично шлаку в угольных печах). Количество кокса зависит от режима эксплуатации печи, качества топлива и степени запыленности помещения. Для нормальной эксплуатации рекомендуется ежедневно выполнять следующие действия:
— прекратить подачу топлива;
— при работающей печи очистить кочергой через отверстия внутреннюю часть горелки от кокса;
— дождаться полного выгорания топлива и через отверстие для заливки топлива собрать со дна нижней кастрюли скребком образовавшийся кокс;
— при необходимости, разжечь печь снова.
Допускается данную процедуру выполнять на печи, работающей на минимальном остатке топлива.
В зависимости от применяемого масла и режима эксплуатации зависит количество образующихся отходов и сажи. При нормальной эксплуатации обслуживание печи рекомендуется производить один раз в месяц.
Обслуживание заключается в отсоединении печи от дымохода и разборки печи в месте соединения нижней кастрюли с остальной частью. После разборки отчистить от сажи внутренние поверхности печи и дымоходов. Провести внешний осмотр конструкции печи. Собрать печь и установить на место.
В зависимости от применяемого масла и режима эксплуатации зависит количество образующегося отхода. Рекомендуется ежедневно в конце дня дать маслу выгореть полностью (чтобы в кастрюле отсутствовало масло), при этом пары масла будут еще догорать. Прочистить отверстия горелки и через заливочное отверстие скребком собрать со дна кастрюли образующиеся отходы. После чего можно снова заливать топливо.
Если Вы эксплуатируете печь с повышенной нагрузкой (из трубы идет черный дым), то это способствует образованию сажи, которая засоряет дымоход и верхнюю часть печи, следовательно Вам необходимо позаботиться о периодической чистке дымохода. (как вариант, при выгоревшем масле в печь кладется самая маленькая петарда и ее взрывом прочищается дымоход)
Рекомендации.
Не эксплуатируйте печь на повышенной мощности, это влечет:
— перерасход топлива вследствие его недогорания;
— повышенный износ печи;
— засорение дымохода несгоревшим топливом.
Следите за составом топлива. Избегать наличие в топливе воды и бензина.
Периодически прочищайте печь, это позволяет топливу лучше сгорать.
Имейте емкость с песком на непредсказуемые случаи возгорания.

Читайте также:  Установка настенного газового котла в частном доме требования

Печь на отработке для гаража своими руками: пошаговое руководство по конструированию

В гаражах или мастерских в целях экономии нередко вместо дорогого котла устанавливают печь на отработке: своими руками обрабатывают металлические детали, сваривают их и получают модель, напоминающую «буржуйку». Однако при выборе конструкции для изготовления можно столкнуться со сложностями. Согласны?

Мы расскажем, как выбрать оптимальную схему и собственноручно собрать экономный, но весьма эффективный обогревающий прибор. В предложенной нами статье детально рассмотрены популярные варианты, действие которых проверено на практике. Даны советы по сооружению и последующей эксплуатации печки.

Что такое масляная отработка?

Отработкой или отработанным маслом называют продукт, который остается в результате функционирования автомобильного двигателя. Моторное, трансмиссионное или другое индустриальное масло накапливается в больших количествах на станциях СТО, в автомобильных мастерских, а также у простых владельцев автомобилей.

В процессе использования масло теряет свои полезные качества, накапливает соли, шлаки, смолы, мельчайшие частицы металла, однако люди и такому неликвидному продукту нашли применение.

В небольших количествах его используют для хозяйственных нужд:

  • смазывают рабочий инструмент (например, бензопилы);
  • пропитывают древесину (шпалы для ж/д магистралей);
  • смазывают трущиеся детали легкого транспорта (самокатов, велосипедов);
  • применяют в качестве жидкости для разжигания костра;
  • покрывают поверхности, залитые битумом.

Как и в конце прошлого столетия, отработку используют в качестве топлива для печей, установленных в условно жилых помещениях – гаражах, подсобках, мастерских. Если печку соорудить самостоятельно, то при постоянно пополняющихся запасах отработанного масла отопление помещения окажется практически бесплатным.

Другие эффективные способы организации экономного отопления гаража представлены в статье, полностью посвященной этому вопросу.

Почему популярны печи на отработанном масле?

Главная причина народной любви к самодельным печам – невысокая (или нулевая) стоимость самого агрегата и топлива к нему. Некоторые доморощенные мастера-умельцы делают такие обогревательные приборы в качестве эксперимента и одновременно полезного устройства.

С появлением самодельной печи на отработанном масле отпадает решение вопроса о «пристраивании» вторсырья.

Как же действует агрегат на отработке? Процесс заключается в расщеплении тяжелого с примесями топлива, имеющего довольно сложный состав. По-другому процесс, при котором наблюдается нехватка кислорода и горение не самого топлива, а его паров, называется пиролизом. Принцип действия пиролизного оборудования описан в рекомендуемой нами статье.

Чтобы процесс запустить, необходимо произвести испарение топлива, затем нагреть полученные пары до температуры около +300-400 ºС, после чего сжигание будет производиться самопроизвольно. Останется дожидаться полного сгорания топлива.

Существует 2 схемы, которые используют при самостоятельном изготовлении печей:

  • наполнение резервуара маслом и поджигание его, вследствие чего пары испаряются и начинают гореть;
  • применение горелки, при котором три зоны (пиролиза, поджигания и догорания) объединяются и делают процесс горения более эффективным, регулируемым и безопасным.

Вторая схема более сложная, требует серьезной доработки топлива и точности изготовления, поэтому рассмотрим более простые модели из первой группы.

Преимущества использования печки для гаража на масляной отработке:

  • простота конструирования и обслуживания устройства;
  • экономность расхода топлива – около 1,5-2 л в час;
  • отсутствие копоти и нагара;
  • безопасность хранения запасов отработки;
  • существует возможность подключения воздушного или водяного отопительного контура;

Компактность агрегата тоже крайне важна для небольших помещений.

Недостатки тоже имеются:

  • необходимость в регулярной чистке печи и дымохода;
  • обязательный элемент – вертикально распложенный дымоход высотой не менее 4 м;
  • для печей с форсунками следует использовать только очищенное масло (примерная стоимость фильтрованного продукта – 8-12 руб./л);
  • одно из условий хранения отработки – плюсовая температура, то есть необходимо или отапливаемое в зимний период помещение, или зарытый в землю резервуар.

Перед изготовлением/приобретением готовой печи или котла на отработке необходимо рассмотреть все плюсы и минусы самодельных устройств, а потом уже принимать окончательное решение.

Проекты для самостоятельного изготовления

Вариантов изготовления печей на отработке великое множество. Их делают из металлических заготовок или использованных емкостей (баллонов), с пиролизом и турбо-горелками, с капельной подачей или поддувом. Мы остановимся на двух популярных моделях, которые в большей степени подходят для самостоятельного конструирования и сборки.

Модель из металлического листа

В гаражах и на близлежащей территории часто можно найти ненужные металлические детали, чугунные плиты, стальные листы, трубы. Среди них наверняка найдется несколько предметов, подходящих для сварки печки.

Читайте также:  Проходной узел дымохода через стену

Например, для изготовления простой модели потребуется следующий материал:

  • старый стальной лист толщиной 3,5 мм;
  • отрезок стальной трубы с толщиной стенки 4,5 мм;
  • жестяная труба для дымохода диаметром 110 мм.

Кроме того, понадобится инструмент, который обычно есть в наличии у любого владельца гаража: сварочный аппарат с электродами, циркулярная пила с отрезными и шлифовальными дисками, молоток, плоскогубцы. Обязательно – комплект рабочей защитной одежды для сварочных работ с очками и перчатками.

Перед процессом сварки подготавливаем часть деталей.

Как сделать печь для гаража на отработанном масле своими руками: чертежи и принцип действия

Подавляющее большинство гаражей в нашей стране не может похвастаться наличием парового отопления.

Поэтому поддержание сносной температуры в холодное время года полностью ложится на плечи их хозяев.

Из доступных способов обогрева наиболее популярны печи-буржуйки и печки для гаража на отработке.

И если о конструкции первых все и всем давно известно, то принцип действия и устройство печей на отработке более сложны.

Печь для гаража на отработанном масле своими руками: принцип действия

В качестве горючего, как понятно из названия, такие печи используют отработанное моторное масло — смесь тяжелых углеводородов. Отработка дешева, ее запасы регулярно пополняются при обслуживании автомобиля, а у владельцев небольших гаражных сервисов она есть практически всегда.

Вместе с тем воспламеняется она достаточно трудно, а горючих паров практически не образует. Поэтому наиболее распространенные конструкции печей на отработанном масле используют принцип пиролиза, то есть разложения масла на более легкие фракции при нагреве, что делает их прямыми потомками популярных в первую половину XX века газогенераторов.

Основой такой печи является металлическая емкость с маслом, над которой устанавливается камера сгорания — перфорированная труба с отверстиями для притока воздуха в зону горения.

В маслобаке имеется заливное отверстие с крышкой, позволяющей регулировать степень его открытия для управления процессом горения (так называемый дроссель). На маломощных печах камера сгорания выходит напрямую в дымоход, в более совершенных конструкциях используется расширительная камера с внутренней перегородкой для полного дожига газов.

Как работает сделанная своими руками масляная печь для гаража? При розжиге внесенный в бак через полностью открытый дроссель факел начинает испарять отработку. Попадая в камеру сгорания, пары масла смешиваются с воздухом и воспламеняются.

Так как стены камеры сгорания прочно связаны с масляным баком, тепло от сгорания паров передается его стенкам, и масло начинает активно испаряться уже без помощи факела. Развивается цепная реакция разложения: чем сильнее нагревается бак, тем активнее испаряется и разлагается отработка, и тем жарче разгорается огонь в камере сгорания.

Чтобы иметь возможность управлять этим процессом нужен дроссель — прикрывая его, можно уменьшить активность горения и тем самым ограничить температуру печи.

На фото ниже масляная печка в гараж:

Достоинства и недостатки

Правильно собранная пиролизная печка способна нагреваться до высокой температуры при малом расходе топлива, в отличие от прожорливой и малоэффективной буржуйки.

Средний расход гаражных самоделок находится в районе полулитра масла в час — таким образом, при смене масла в обычной легковушке, объем картера которой составляет 3-4 литра, можно обеспечить свой гараж теплом минимум на 6 часов.

При работе такая печь практически не дымит и быстро прогревается. Так как в обычных условиях моторное масло трудно воспламеняется, этот вид топлива в хранении практически безопасен.

Однако есть у пиролизной печки и несомненный недостаток: если буржуйка практически всеядна и в ней можно сжигать практически любые горючие твердые отходы, то печи на отработке нужно только масло, причем очищенное от воды: закипание в прогретом резервуаре способно привести к резкому разбрызгиванию горящего масла, которое можно сравнить с взрывом.

При частых посещениях гаража зимой возникнет потребность в покупке отработки, но в основном это лишь вопрос о ее транспортировке: с официальной сдачей на переработку большинство автосервисов не связываются и продают отработанное масло желающим по достаточно низким ценам.

Перекрытие же дымохода приведет к тому, что горение пойдет с жирным чадом, который пойдет в помещение через вентиляционные отверстия в камере сгорания. Следовательно, заливать масло в печь нужно с таким расчетом, чтобы его хватило как раз на планируемое время пребывания в гараже.

При пиролизе моторного масла образуется много негорючего остатка, сильно загрязняющего масляный бак. Его приходится регулярно чистить, и этот момент должен быть предусмотрен в конструкции печи — сделав бак неразборным, Вы об этом быстро пожалеете.

Печка в гараж на отработке своими руками — чертежи:

Изготовление

Как сделать печь для гаража на отработке своими руками? Приведенная на чертеже конструкция достаточно популярна, а значит, все нюансы в процессе ее изготовления хорошо изучены.

Для ее постройки нужен листовой металл толщиной 4 и 6 мм, чуть больше 4 метров стальной трубы диаметром 100 миллиметров для камеры сгорания и дымохода, а также уголок или трубка для изготовления ножек печи.

В процессе работы понадобится сварочный аппарат, желательно — полуавтомат, но при достаточном навыке можно обойтись и ручной электросваркой.

  1. Начнем изготовление с корпуса резервуара. Из четырехмиллиметрового листа нужно вырезать круглое основание масляного бака и его боковую обечайку. Согнув ее и сварив стык краев, полученное кольцо сплошным швом приваривается к днищу. Здесь важно обеспечить качество сварки, чтобы избежать протечек масла. К днищу приварите нарезанные из уголка или трубы ножки.
  2. Далее изготовьте крышку. Ее обечайка делается с таким расчетом, чтобы она плотно обхватывала стенки бака. Для этого полосу лучше всего вырезать с определенным запасом по длине, обернуть ее вокруг стенок резервуара и в таком положении проварить стык внахлест. После этого она сваривается с вырезаемой из шестимиллиметрового листа крышкой.
  3. В центре крышки прорезается отверстие под камеру сгорания, а ближе к краю — под дроссель. Так как при помощи болгарки трудно прорезать такие отверстия ровно, их лучше делать не выступающими за края 100-миллиметровой трубы. По размеру заливного отверстия вырезается и через отверстие около края присоединяется болтом или заклепкой поворотный дроссель. Смещая его из стороны в сторону, Вы сможете регулировать поступление воздуха в бак.
  4. Камера сгорания изготавливается из отрезка стамиллиметровой трубы, после чего в ее стенках сверлятся отверстия согласно чертежу, а она сама приваривается к крышке маслобака. После этого сваривается камера дожига. Главное при ее изготовлении — это соблюсти указанное на чертеже взаимное расположение входного и выходного отверстий, а также перегородки — это обеспечит печи хорошую эффективность.
  5. Из остатка трубы изготовьте дымоход. Для печи выбранного нами типа его оптимальная длина по вертикали должна находиться в пределах четырех метров. Место, где дымоход проходит сквозь стену или крышу, качественно уплотните асбестом.

Розжиг и обслуживание

Залейте в масляный бак литр отработанного моторного масла. Установив, за какое время оно будет израсходовано, в дальнейшем Вы сможете рассчитывать заправку печи по тому, какое время планируете провести в гараже.

Далее сверху налейте некоторое количество бензина, растворителя либо другой воспламеняющейся жидкости и подожгите ее с помощью факела, который проще всего сделать, намотав на конец сварочного электрода тряпку, смоченную в том же бензине.

Пока печь будет разогреваться, оставьте дроссель полностью открытым.

Если она погаснет до того, как сможет поддерживать горение пиролизом, снова воспользуйтесь факелом.

Момент подхода печи к рабочему режиму можно понять как по усилению пламени, так и увеличению тяги через заливное отверстие.

В нем становится видно начало закипания масла. После этого несколько прикройте дроссель в зависимости от требуемой интенсивности горения.

Обслуживание пиролизной печи достаточно просто. В зависимости от качества и степени загрязненности применяемого топлива (минеральные масла обычно дают больше шлама) регулярно снимайте крышку с масляного бака и удаляйте негорючий осадок металлическим совком.

Удобнее всего это делать перед очередной растопкой печи.

Что же касается техники безопасности при использовании печи, работающей на саможоге отработанного масла, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Не располагайте рядом с ней легковоспламеняющиеся предметы — во время работы она разогреется до высокой температуры.
  2. Отстаивайте масло, чтобы осадить возможные примеси воды: ее попадание в бак недопустимо!
  3. В экстренном случае тем более нельзя тушить печь водой. Обязательно держите в гараже заправленный углекислотный огнетушитель.

Заключение

Как можно видеть, гаражная печь на отработке достаточно проста в изготовлении и обслуживании, но при этом — весьма эффективна в его отоплении.

Разгоревшаяся печь не требует после регулировки поступления воздуха особого внимания и позволяет сосредоточиться на работе, а низкий расход топлива делает отопление гаража достаточно выгодным. При соблюдении несложных правил эксплуатации применение такой печки в гараже будет эффективным и безопасным.

Полезное видео

Как выглядит сделанная своими руками печка для гаража на отработанном масле:

Печь на отработке для гаража — легко и быстро своими руками

С началом отопительного сезона в гаражах, боксах и прочих рабочих помещениях встает вопрос отопления. Простота и экономичность отопительной системы — это первое, к чему стремятся все желающие решить эту проблему самостоятельно. Так как печка на отработке для гаража является самым простым и дешевым вариантом обогрева в зимний период, их устанавливают даже в больших производственных цехах.

Печи на отработке бывают двух видов — круглые и квадратные. По своим функциям они ничем не отличаются друг от друга. Круглые печи иногда делают из пустых газовых баллонов.

Достоинства и недостатки самодельной печи

Первое и самое важное достоинство печки на отработке в гараже — это дешевизна топлива и практически бесплатная стоимость изготовления. Такие печи можно купить у мастеров, которые в сезон подрабатывают их изготовлением или легко и быстро сделать своими руками.

Что касается горючего, с этим вообще не будет никаких проблем. Даже если нет запаса отработанного масла, слитого со своей машины, большинство автосервисов с радостью отдадут бесплатно свои запасы за самовывоз. Расход топлива в такой печке — примерно 500 — 800 мл в час, а значит, что на полный рабочий день понадобится не более пяти литров масла. В этом масляная печь в гараж выгодно отличается от своей старой предшественницы — обычной буржуйки, в которой расход твердого топлива идет просто огромной. А при нынешних ценах на дрова ощутимо ударит по карману, особенно если отапливать помещение приходится каждый день. Хранить отработанное масло можно в пластиковых пятилитровых канистрах, так как оно довольно сложно воспламеняется и никакой опасности при хранении не представляет.

Нагревается печь, сконструированная в гараж своими руками, очень быстро и во время работы практически не дает дыма и запаха, что является ее несомненным плюсом.

А к недостаткам можно отнести тот факт, что никакое топливо, кроме масла, в печи на отработке использовано быть не может. Очень важно, чтобы масло было очищено от воды, так как в процессе горения ни в коем случае не должно произойти закипания воды в резервуаре, это может привести к сильному разбрызгиванию кипящего масла, по силе сопоставимому со взрывом. Это главная техника безопасности при эксплуатации печки на отработке.

Еще один немаловажный нюанс при использовании печки на отработке — это окончание ее работы. Даже при закрытии всех отверстий в камере сгорания будет поддерживаться температура, достаточная для горения масла. Если перекрыть дымоход, из камеры масляной печки в помещение пойдет удушливый жирный дым от продуктов сгорания. Поэтому очень важно заливать топливо с таким расчетом, чтобы оно полностью выгорело к концу рабочего дня или того времени, когда нужно будет покинуть помещение.

Важно! В ходе эксплуатации печки во внутреннем баке образуются отходы от горения масла, которые придется вычищать. Для того, чтобы это не превратилось в проблему, конструкция масляного бака обязательно должна быть разборной.

Конструкция и принцип работы печи на отработанном топливе

Сделать печь на отработке в гараж элементарно, с этим справится даже новичок.Конструкция масляной печки для гаража состоит из двух емкостей, одна из которых располагается снизу, а вторая сверху. Между собой они соединяются трубой. В трубе должны быть сделаны отверстия диаметром приблизительно один сантиметр. Отверстия осуществляют подачу воздуха в печь, помогая процессу горения. Для лучшего понимания составляющих лучше взглянуть на чертежи.

В нижнюю емкость заливается отработанное масло, которое нужно поджечь. Сделать это можно при помощи кусочка ткани или плотной бумаги, смоченной в жидкости для розжига или в любом другом горючем материале. Опустив подожженный элемент в резервуар с топливом, следует закрыть заслонку, оставив маленькую щель.

Что понадобится для изготовления печи на отработанном масле своими руками

  1. Для изготовления двух емкостей потребуются листы металла толщиной четыре миллиметра.
  2. Для изготовления крышки лист металла толщиной шесть миллиметров.
  3. Труба, из которой будет сделан дымоход, диаметром десять сантиметров.
  4. Трубки или уголки небольшого диаметра для изготовления ножек.

Для того чтобы соединить все детали печи на отработанном масле в одну конструкцию, понадобится сварочный аппарат. Для подачи воздуха в печь в трубе необходимо будет просверлить отверстия с помощью дрели. Так же в работе понадобится угловая шлифовальная машина, в простонародье болгарка и рулетка с уровнем для снятия замеров. Обойтись без перечисленных выше инструментов можно, если делать печку из газового баллона.

Процесс изготовления печки на отработке своими руками

В первую очередь необходимо продумать место в помещении, где будет располагаться печь. Важно грамотно подготовить этот участок здания, приняв во внимание все нормы пожарной безопасности. Область расположения печи, стены вокруг нее и пол, следует закрыть теплоизоляционным материалом. Это может быть кирпичная или каменная кладка, листы железа или асбеста.

Читайте также:  Колонка газовая с коаксиальным дымоходом

Далее делается чертежи и схемы с точными замерами каждой детали, по которому будет собираться печь.

Приступать к работе лучше с изготовления двух основных емкостей печи — верхней и нижней. Заранее размеченные детали для резервуаров вырезаются болгаркой из листа металла толщиной 4 мм. Разметку следует делать, сверяясь с чертежом. Обычно эти емкости делают круглой формы, но вполне можно сделать их и квадратными, это дело вкуса.

Соединяют детали печки при помощи сварочного аппарата.

В крышке для нижнего резервуара(3) вырезается отверстие, в котором предусмотрена заслонка(6). Оно необходимо для заливки топлива в печь, а с помощью заслонки будет контролироваться подача воздуха и, соответственно, сила горения.

Крышку вырезают из листа металла толщиной шесть миллиметров. «Сесть» на нижнюю емкость крышка должна очень плотно, нельзя допускать появление щелей и зазоров. По центру крышки вырезается отверстие под трубу, соединяющую верхнюю и нижнюю емкости, труба приваривается сварочным аппаратом. Длина трубы должна быть не меньше тридцати пяти сантиметров при диаметре в десять сантиметров. С помощью дрели по всей длине трубы просверливаются отверстия диаметром около одного сантиметра, достаточно сделать несколько таких рядов вдоль. Приблизительное их количество — пятьдесят штук.

Так же как и первую емкость, изготавливаем вторую, верхнюю. Это будущая камера сгорания печи на отработанном масле из трубы. Для крышки берется тот же материал, лист металла в шесть сантиметров толщиной. В этой крышке необходимо вырезать отверстие под дымоход. Из такого же листа металла шестисантиметровой толщины вырезается перегородка и с помощью сварочного аппарата приваривается к крышке, ближе к отверстию под дымоход. Теперь к трубе горелке приваривается верхний резервуар, будущая камера сгорания. Опять же важно, чтобы и эта крышка сидела очень плотно. Недопустимы зазоры и щели между крышкой и резервуаром.

Итак, сама печь готова и следующим шагом будет сделать дымоход. Желательно, чтобы его конструкция была съемной, так как есть необходимость регулярно трубу дымохода от продуктов сгорания. Дымоход может являться керамическим, из стали или оцинкованной жести.

Места печки, соединенные при помощи сварочного аппарата, требуется тщательно зачистить наждаком и проверить на герметичность.

Самодельная печь в силах обогреть даже жилой дом. Для изготовления водяного контура печи достаточно установить сверху железный бак, наполненный водой и развести по помещению трубы. Ничего сложного в такой конструкции печи нет.

Эксплуатация и обслуживание

Первый ввод печки в эксплуатацию проходит на улице, дабы удостоверить в целостности собранной конструкции и ее безопасности. Для первого розжига достаточно будет заправить агрегат полутора — двумя литрами отработанного масла, процесс горения должен набрать полную силу в течении пяти — семи минут.

Важно! При возгорании печки ни в коем случае нельзя пытаться погасить пламя водой! Это может привести к кипению горячего масла и даже взрыву! В такой ситуации можно использовать только огнетушитель, который обязательно должен быть в помещении по технике безопасности.

Как уже говорилось ранее, в качестве топливного материала для печки в гараж своими руками может использоваться любой вид отработанного машинного масла. Это может быть трансформаторное масло, из коробки передач, из амортизационной системы и, конечно же, моторное. Чистота продукта в данном случае не принципиальна, так как продукты горения будут оседать в дымоходе в любом случае при использовании данного вида топлива. Следует напомнить, главное — отсутствие в составе масла воды! Всегда следует думать о безопасности.

Во время работы печки топливо доливать не следует, это негативно повлияет на силу тяги и горения. При подаче масла нужно удостовериться, что агрегат окончательно остыл, чтобы избежать травм.

Любая печь требует ухода. Придется периодически очищать нижнюю емкость, в которую заливается масло. А так же регулярно прочищать от сажи и копоти дымоход. Если он забьется, тяга постепенно начнет падать и эффективность агрегата снизится в разы. Чтобы этого избежать, достаточно иногда снимать дымоход и, легонько постукивая, выбивать из него куски накопившегося шлака.

С внешней стороны, на улице, над трубой дымохода необходимо сделать козырек. Так в трубу не будут попадать осадки, опавшие листья и прочий мусор.

Чтобы продлить «жизнь» любой печки для гаража, ее можно обработать специальным составом во избежание ржавчины и прогорания. Для приготовления смеси понадобится пол литра силикатного клея, десять грамм мела и сто грамм алюминиевой пудры. Смесь хорошо размешать и нанести с помощью кисти на самодельную печь для гаража. Тогда она прослужит гораздо дольше и будет согревать в непогоду не один год.

Печь для гаража на отработке своими руками

С этой целью я длительное время пользовался обычным бытовым обогревателем мощностью 3 кВт. Но как ни старался этот «малыш», выше пяти градусов температура зимой поднималась редко, да и то в оттепель, когда на улице припекало солнце. К тому же, досаждала постоянная влажность: когда подобное устройство работает в помещении более двух часов, она неумолимо растет. Начинаешь мучаться и мерзнуть даже еще больше, чем вовсе без обогревателя.

Потом спасался дизельной тепловой пушкой. Вещь мощная и практичная: после пятнадцати минут ее работы гараж полностью наполнялся теплым воздухом.

Столбик термометра поднимался к отметке аж в 25 градусов. Ташкент, да и только! При желании можно было даже увеличить температуру, причем значительно. Но один из главных недостатков той «итальянки» (пушка была европейского производства) выявился практически сразу – у нее был безумный аппетит. Мне требовалось примерно 18 литров дизельного топлива в неделю. А при нынешних ценах на «горючку» в месяц это представляло весьма немалые денежные расходы, вылетающие почти буквально в трубу. Кроме того, и это самое печальное, наблюдался быстрый износ форсунок и топливного фильтра из-за того, что качество отечественной солярки, несмотря на ее высокую стоимость, порой оказывалось необоснованно низким. А еще пушка такого типа – это аппарат прямого нагрева, без вывода продуктов сгорания. Понятно, что ко всему привыкаешь, но работать дольше часа в закрытом помещении и дышать парами сгоревшего ДТ, попросту небезопасно для здоровья.

В силу обозначенных выше причин я всерьез задумался о простом и экономически выгодном отоплении. Чего всегда в избытке в любых гаражах? Правильно!

Отслужившего свое моторного масла, в просторечии именуемого «отработкой». Продукт горючий, а значит, что его можно использовать в качестве топлива для обогрева – надо лишь изготовить соответствующую печь-«буржуйку». Впрочем, идея эта далеко не новая. Народ у нас всегда любил что-то творить в собственных гаражах, и зимой подобные простые устройства, работающие на практически бросовой энергии, всегда были незаменимыми помощниками. Вариантов их исполнений существует множество, я расскажу о своей конструкции, которую считаю довольно удачной.

Для изготовления печи я использовал водопроводные трубы различных сечений. Два отрезка диаметром 150 мм и длиной 450 мм с толщиной стенки 8 мм пошли на изготовление камеры сгорания и теплообменника. Между собой они соединены дожигателем – трубой диаметром 100 мм и высотой 350 мм, в стенках которой по окружности и по всей длине сделано 36 отверстий диаметром по 10 мм. Для прочности ближе к противоположным торцам труб параллельно дожигателю вварена дополнительная труба-опора.

Дымоход собран из двух труб диаметром 100 мм и длиной по метру каждая. Между собой они соединяются элементарно: взял кусок такой же трубы длиной примерно 150 мм, разрезал его на две половинки вдоль, и приварил их снаружи к верхней трубе, сдвинув на 50 мм вниз относительно ее торца. Таким образом, одна труба просто насаживается на другую. При необходимости можно подобрать нужную высоту дымохода, сделав его из нескольких секций. Получившийся цоколь легко укрепить, приварив дополнительные металлические пластины между двумя половинками в месте стыковки торцов труб.

Сверху дымоход венчает обычный покупной «грибок» из оцинкованной стали. К трубам приварены ручки из арматуры, чтобы дымоход было удобнее собирать. А снизу к топке (она же камера сгорания) приварены ножки, я использовал в этом качестве толстые болты. В целом, конструкция печи несложная и понятна из приводимого чертежа, поэтому перейдем к тому, как она работает и как с ней следует грамотно обращаться.

Нижний отсек используется одновременно и как топка, и как бак для топлива. Для этого в нем имеется заливная горловина с закрывающейся заслонкой. Печь заправляется маслом. Кстати, можно использовать «отработку» абсолютно любого типа, ведь все они горят. Я наливаю примерно один литр. Больше не стоит, иначе сожжете металл. Моя «буржуйка», несмотря на внушительную толщину стенок, при заливке 2,5 литров масла раскаляется докрасна – до такого состояния лучше не доводить, пожалуй. Для поджига масла допускается пользоваться различными горючими веществами, вроде «Ксилола» например. Еще лучше взять жидкость для розжига дров или угля.

Внимание! В гараже, вероятно, найдется бензин, но его-то как раз использовать категорически нельзя! Он запросто может взорваться в топке со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями. В общем, не рискуйте и не экспериментируйте понапрасну, лучше сразу забудьте о любых веществах с высокими летучими свойствами! К сожалению, не все понимают эту банальную истину.

Итак, смочите средством для розжига фитиль, представляющий собой кусочек тряпки, намотанный на проволочный штырь. Можно плеснуть две «крышечки» с жидкостью в бак. Поджигаем фитиль, засовываем его в топку и. готово! Печь выходит на рабочий режим через 20 – 30 минут, а далее горение масла поддерживается само собой. Ниже плюс 15 градусов температура в моем гараже теперь не опускается даже при значительном минусе снаружи. Регулировка температуры осуществляется заслонкой. Прикрыли – воздух не поступает, тяга падает, огонь притухает и температура опускается. Открыли – все с точностью до наоборот. Решили «выключить» печь совсем – полностью закрыли заслонку.

Масло горит по всей поверхности благодаря наличию тяги. Вот почему нужен дожигатель, именно он способствует образованию тяги при горении и розжиге масла. В моем случае дозаправка масла при затухании жара возможна непосредственно во время горения, только надо соблюдать осторожность. Как только печь стала «задыхаться», откройте заслонку и совсем немного пополните заливной бак. 200 – 300 грамм вполне достаточно для дальнейшей работы в течение получаса. Но не рекомендую лить масло в больших объемах – по пол-литра или литру – от этого может случиться перегрев печи. Помните, что она имеет очень высокую температуру, и в целях безопасности не пренебрегайте этим советом.

Также распространена следующая грубая ошибка: некоторые граждане в момент, когда печь кочегарит на всю катушку, начинают ее дозаправлять, резко вливая холодное масло. Да еще и в значительном объеме! Это чревато опасной вспышкой, причем горящее масло может выплеснуться наружу. Комментарии, полагаю, излишни. Соблюдая же правила безопасности, за полгода работы моей печи не было выявлено ни одного случая, когда она работала бы некорректно.

Во второй части трубы, в теплообменнике сверху, находится искрогаситель. Это обычная металлическая пластина толщиной 10 мм, вверенная внутри трубы вертикально, ровно посередине, в верхней ее части, чтобы она перекрывала сечение трубы на треть. Нужна она для предотвращения попадания избытков пламени, окалины и искр в дымоход. Вдобавок искрогаситель отсеивает на себя излишки влаги и образующийся конденсат при остывании. Я тестировал печь без искрогасителя – образуется очень много искр, стремящихся вылететь через дымоход наружу. Очевидно, что при этом сильно возрастает пожароопасность изделия, и если в холодную августовскую ночь, например, вы захотите воспользоваться данной конструкцией на даче, то это будет весьма опрометчивым решением, особенно если поблизости находится сеновал или дровник.

Расход топлива в печке незначительный: в среднем на один час ее горения уходит один литр масла. Для сравнения, дизельная пушка потребляет не менее 1,7 л/ч дорогой нынче солярки. А бесплатной «отработки» у нас в гаражах в избытке. Причем ее сбор и хранение сразу подразумевает дальнейшее использование, для чего сливной кран в бочке расположен в 15 см от днища, что позволяет отсеивать автоматически ненужные субстанции и воду.

Кстати, стоит заметить, что если масла почему-либо под рукой вдруг не окажется, то данная печь работает и на обычных дровах! Правда, коптит, да и запихивать их в топку не слишком удобно, но этот резервный способ я тоже испытал и нашел его вполне пригодным.

Теперь о чистке печи. Я поступаю обычно следующим образом. Соскребаю образовавшийся кокс кочергой, после чего удаляю его самодельным «циклоном», подключенным к бытовому пылесосу. Проделываю данную процедуру после того, как сгорит примерно 100 литров масла. Если у вас нет подобного устройства, то рекомендую выпилить люк на баке для удаления остатков сгоревшего масла. Он должен, конечно, достаточно плотно закрываться.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить о выполнении требований безопасности при использовании подобной печи. На фотографиях можно заметить, что у меня она установлена в углу гаража, рядом со стенками, обшитыми ДСП. Чтобы не было недоразумений, поясню, что это сделано исключительно ради съемки, с соблюдением всех предосторожностей. При подобном размещении печи постоянно стены необходимо обшить металлическими щитами, уложенными на асбестовые листы, либо закрепить их на керамических электроизоляторах. Рядом с печкой всегда должны находиться огнетушитель и ящик с песком. Хранить топливо, то есть масло, равно как и все другие горючие жидкости, имеющиеся в гараже, надо подальше от печки. Работая в гараже, время от времени нужно поглядывать на нее, и уж совсем недопустимо оставлять ее вовсе без присмотра.


Ссылка на основную публикацию